Очень люблю художественные выставки, за которыми стоит человеческая история: иногда это незаурядная судьба художника, иногда - удивительная жизнь самих произведений. Экспозиция "Походный альбом", которой Музей истории Екатеринбурга открыл трилогию проектов, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, объединяет в себе и то, и другое.
Юрий Цишевский - график, книжный иллюстратор, главный художник журнала "Юность". После окончания Московского полиграфического института он попал по распределению в Свердловск, откуда в 1941 году ушел на фронт, сотрудничал с фронтовыми газетами. Свердловский военкор Юрий Левин, знавший Цишевского, вспоминал:
- Значит, так, быть тебе, старший лейтенант, баталистом.
Цишевский удивленно посмотрел на майора: отчего кадровик вдруг определил ему этот жанр?
- Да-да, именно ба-та-лис-том! Пойдешь в батальон, парторгом. Рисуй там себе днем и ночью. Зажигательным словом… и автоматом.
И напророчил кадровик. В перерыве между боями, по свидетельству однополчан, буквально под пулями, Цишевский делал мгновенные графические наброски, которые потом каким-то чудом умудрился сохранить и пронести через страшные годы и километры войны от Москвы до Берлина. Альбом фронтовых рисунков был даже отпечатан летом 1945 года тиражом 100 экземпляров в типографии немецкого Шенебека. В нем запечатлен боевой путь 146-й Островской Краснознаменной стрелковой дивизии.
В полутьме музейного зала иллюстрации на пожелтевшей от времени бумаге и крафтовой подложке в тон разделены на две части, словно границей. В одной стороне зарисовки 1941-1942 годов: бои под Москвой, Волоколамском и Ржевом. Окопы и землянки, солдаты - связисты, автоматчики, наводчики… А в другой рисунки из 1945 года. Вот последний в серии: Берлин, площадь, памятник императору Вильгельму. Монарх будто сутулится и жмется к краю просторного постамента - а рядом примостились два советских солдата, и им нет никакого дела до монарха, они свою миссию выполнили, это у их ног лежит поверженный Берлин.
Отдельная история - как рисунки Цишевского попали в Екатеринбург, ее рассказала заместитель директора музея Светлана Булатова:
- Несколько лет назад московский коллекционер Виктор Новичков навещал своего знакомого художника и увидел у него старый шкаф, оставшийся по наследству от бывшего владельца мастерской, Цишевского. В шкафу пылились рисунки. Новичков был потрясен: фронтовой художник был сослуживцем и другом его отца, тоже военного корреспондента Давида Гольдштейна, а среди рисунков нашелся портрет отца. Став владельцем коллекции, Новичков подарил ее Музею истории Екатеринбурга.
- Все медиа русского мира ищут новый язык, как рассказывать про войну в преддверии юбилея Победы. И мне кажется, что эта выставка, так называемые скетчи, как называет их молодежь, открывает возможность разговора на этом языке, - говорит декан факультета журналистики УрФУ Иван Некрасов.
И тогда будет, как предсказывал Константин Симонов: "А не доживем, мой дорогой - кто-нибудь услышит, снимет и напишет, кто-нибудь помянет нас с тобой"!
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем