издается с 1879Купить журнал

Про обыкновенный фашизм

Госфильмофонд представил уникальный каталог пропагандистского немецкого киножурнала Die Deutsche Wochenschau

19 февраля 2025

Шли веселые ребята по нашей земле. Отдыхали, работали. Снова отдыхали, и снова работали…Это слова из фильма "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма. Там использовалась трофейная съемка из немецкого киножурнала "Die Deutsche Wochenschau" ("Ди Дойче вохеншау"). Его каталог за 1940-1945 годы с самыми подробными аннотациями к 245 выпускам представили сегодня в Российском историческом обществе.

Киножурнал за номером 564 посвящен июлю 1941 года. Это хроника вторжения немецких войск в СССР.

Пресс-служба РИО

Киножурнал за номером 564 посвящен июлю 1941 года. Это хроника вторжения немецких войск в СССР.

Сотни картонных коробок

Еженедельные выпуски "Ди Дойче вохеншау" показывались в кинотеатрах Германией и оккупированных ею стран. Некоторые кадры хорошо известны. Например, как Гитлер награждает мобилизованных детей. Но таких меньшинство. В основном, с ними незнакомы даже специалисты.

Журнал стал одним из главных орудий нацистской пропаганды. "Невольно ужасаешься тому, какую извращенную реальность навязывало нацистское руководства жителям временно оккупированных территорий. Скажем, описание вторжения в Советский Союз сопровождается сценой с благодарными жителями Прибалтики, которые с цветами встречают солдат вермахта, - комментирует исполнительный директор фонда "История Отечества" Руслан Гагкуев показанный на презентации каталога журнал за номером 564, посвященный июлю 1941 года. Это хроника вторжения немецких войск в СССР с территории Финляндии, военные действие в Литве и в Латвии. - А в 1944 году, когда Красная Армия уже освобождала западные части нашей страны, создатели киножурнала показывают кадры населения Молдавии, якобы бегущих от большевистского террора".

Госфильмофонд представил уникальный каталог пропагандистского немецкого киножурнала "Die Deutsche Wochenschau" Фото: Александр Шалгин, пресс-служба РИО

Госфильмофонд, где хранится журнал, обладает одной из крупнейших в мире коллекций кинодокументов периода Второй мировой войны, основу которой вставляют трофейные документальные фильмы и киножурналы Третьего Рейха. Однако по словам его гендиректора Дениса Аксенова, историки располагают крайне скудной информацией о составе и содержании этой коллекции. Большая ее часть неизвестна широкому кругу исследователей и до сих пор не введена в научный оборот. Каталог в значительной степени восполнит этот пробел. "Впервые использованные в качестве доказательной базы в ходе Нюрнбергского процесса, трофейные документы и ныне создают глубину восприятия, свидетельствуют и наглядно напоминают о преступлениях нацистов и их пособников", - говорит Аксенов.

Сотрудникам Госфильмофонда попали в руки сотни картонных коробок с горючей пленкой в очень плохом техническом состоянии. Они были привезены в Белые столбы без каких-либо каталогов и описаний в составе Трофейного фонда из Берлинского Рейхсархива вскоре после окончания войны. Пришлось затратить много усилий по их разбору, идентификации, реставрации, переводу на негорючую основу и, наконец, аннотированию и составлению каталога.

На первом этапе к обработке фонда привлекли сотрудников, владевшие иностранными языками, а также студентов Иняза и профессиональных переводчиков. Второй этап разборки фонда был связан с работой над фильмом выдающегося режиссера Михаила Рома "Обыкновенный фашизм". Затем пришли архивисты.

Пробел в отечественном кино

Журнал - это сплав документа, пропаганды и фальсификации. Поэтому он имел огромное влияние на зрительскую аудиторию. Как подчеркивает архивист-специалист по кинохронике Ирина Моисеева, он является ценным документом времени, требующим пристального разбора и изучения теми, кто занимается исследованием пропаганды Третьего рейха и визуального отображения исторических событий, происходивших в период войны. "Иногда трофейная кинопленка восполняет пробелы в отечественной кинодокументалистике, является единственным источником знаний о жизни и быте под оккупацией, рассказывает о разрушении немцами наших памятников культуры, о военнопленных", - говорит она. Смотреть эти фильмы иногда очень больно. Упитанные немцы общаются с пленными мальчишками-красноармейцами, ребенка допрашивают в комендатуре...

Каталог фильмов "Die Deutsche Wochenschau" ("Ди Дойче вохеншау") за 1940-1945 годы с самыми подробными аннотациями к 245 выпускам представили сегодня в Российском историческом обществе. Фото: Александр Шалгин, пресс-служба РИО

Еще одна сложность для тех, кто разбирал трофейные пленки - привязать их по возможности к географии При этом, как рассказывают сотрудники Госфильмофонда, учитывался текущий политический статус территории, на которой были отсняты материалы для того или иного сюжета. То есть фигурируют такие географические понятия, как германский рейх, генерал-губернаторство, рейхспротектораты.

Каталог пропагандистского немецкого киножурнала "Die Deutsche Wochenschau" Фото: Александр Шалгин, пресс-служба РИО

Без срока давности

Часть трофейной немецкой хроники использовалась советскими режиссерами еще в годы Великой Отечественной войны. Например, в монтаже документальных фильмов "Орловская битва", "Битва за нашу советскую Украину", "Народные мстители". Эти кинодокументы поступали непосредственно от военных структур, подчиненных Министерству кинематографии. В настоящее время на фрагментах выпусков киножурнала "Ди Дойче вохеншау" базируется большинство монтажных фильмов и телевизионных программ военной тематики. Как демонстративный материал журнал используется и в исторических публикациях, экспозициях музеев и выставках. Например, в проекте "Без срока и давности" и мероприятиях Национального центра исторической памяти президента Российской Федерации.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться