Поэт Серебряного века (не поэтесса!), дважды номинантка на Нобелевскую премию Анна Андреевна Горенко, которую мир узнал под фамилией бабушки - Ахматова, и поэт, создатель акмеизма, Николай Степанович Гумилев познакомились в рождественский Сочельник 1903 года в Царскосельской гимназии. Гумилеву на тот момент было 17 лет, Ахматовой - всего 14.
Гумилев, как часто случается с творческими личностями, сразу же влюбился в яркую, темпераментную "русалку" с огромными зелеными глазами, "странно выделявшимися на фоне черных волос". Она мгновенно стала для него Музой, Богиней, Колдуньей. Ахматовой же, читавшей на школьных вечерах "Цветы зла" Шарля Бодлера в оригинале, некрасивый, пишущий стихи долговязый подросток с подведенными глазами, завитыми волосами, да еще и в цилиндре совсем не приглянулся. Ее ближайшая подруга Валерия Срезневская так вспоминала об этом: "Анне он не нравился, но уже тогда Коля не любил отступать перед неудачами".

Пять лет Гумилев упорно ухаживал за ней. Руку и сердце предлагал четыре раза и трижды получал отказ. Ахматовой льстило такое внимание, она с удовольствием гуляла с ним по паркам, беседуя о мировой поэзии и читая стихи, но взаимностью пылкому юноше не отвечала. Эта мучительная безответная любовь трижды толкала Гумилева совершить самоубийство. К счастью, все попытки не удались. Он уезжал на учебу во Францию, путешествовал по Африке, всячески пытался забыть эту "зеленоглазую колдунью". Но тщетно.
Когда у Николая Степановича вышел первый стихотворный сборник "Путь конквистадоров", он отправил издание в Евпаторию, где отдыхала семья Анны. Номинально сборник предназначался ее брату Андрею. Но Гумилев знал, что Ахматова обязательно книгу прочтет и легко расшифрует тайнопись адресованных ей поэтических строк. Так и произошло. Лаконичное "мне" через много лет, уже после гибели поэта, стало исчерпывающим комментарием на полях уцелевшего экземпляра того самого сборника. Вторая же книга Гумилева - "Романтические цветы" - вышла в Париже в 1908-м и была полностью посвящена Ахматовой. Еще через год Николай Степанович вновь заговорил о браке и на этот раз получил такое долгожданное согласие.
Анна Андреевна рассказала об этом судьбоносном событии в письме Сергею Штейну, мужу ее старшей сестры, с которым у Ахматовой всегда были доверительные отношения: "Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой… Я не могу оторвать от него мою душу. Я отравлена на всю жизнь... Но Гумилев - моя Судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам, что этот несчастный человек будет счастлив со мной".

А Гумилев написал поэту Валерию Брюсову просто и даже как-то сухо: "Пишу Вам, как Вы можете видеть по штемпелю, из Киева, куда я приехал, чтобы жениться. Женюсь я на А. А. Горенко, которой посвящены "Романтические цветы". Свадьба будет, наверное, в воскресенье, и мы тотчас же уезжаем в Париж". Он получил желаемое. Венчание двух молодых поэтов состоялось 8 мая (25 апреля по старому стилю) 1910 года в Николаевском соборе села Никольская Слободка недалеко от Киева. В качестве подарка невесте была преподнесена "Баллада", которая заканчивалась строчками: "Ты знала все, ты знала, что и нам блеснет сиянье розового рая". А после получения свидетельства о браке Николай Степанович выдал жене "личный вид на жительство" и положил на ее имя в банк 2000 рублей. Как он признавался поэтессе Ирине Одоевцевой: "Я хотел, чтобы она чувствовала себя независимой и обеспеченной".
Свадьба была странной. Жених выглядел довольным и гордым, невеста - грустной. И его, и ее родственники на венчание не пришли. Они были против этого брака и считали его заранее обреченным на неудачу. Это расстроило и глубоко оскорбило Ахматову. Но, по сути, родственники оказались правы. Счастье молодых длилось недолго.
Некоторое время их объединяла любовь к поэзии. К тому времени Гумилев уже выпустил три поэтических сборника, и в литературных салонах к нему относились как к признанному мэтру. Особенно ценил талант молодого поэта Валерий Брюсов.
Гумилев помог Ахматовой отобрать стихотворения для ее первого сборника "Вечер", увидевшего свет в марте 1912 года. Несмотря на сложные личные отношения, ее стихи Гумилев высоко ценил всегда и считал Анну Андреевну большим поэтом.
Но брак двух талантливых людей счастья им, увы, не принес. Уже через два года после свадьбы Гумилев завел серьезный роман, несерьезные увлечения случались у него еще раньше. Недаром один из современников назвал Гумилева "повесой из повес". Да и Ахматова вела себя отнюдь не как добропорядочная жена. Их союз был действительно обречен на провал. Не исправило положение даже рождения сына Левы осенью 1912 года, воспитанием которого, в итоге, занималась свекровь - Анна Ивановна Гумилева.

Николай Степанович же от семейной жизни быстро устал, полностью окунулся в творчество, постоянно уезжал то в Африку, то в Европу, а после начала Первой Мировой войны ушел искать славы на фронт.
Ахматова осталась одна и тоже начала изменять. У нее никогда не было собственного дома. С иронией, она сама себя называла "бездомной". Но это совершенно не мешало Анне Андреевне производить фурор везде, где бы она ни появлялась, "затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса". Такой ее в своих воспоминаниях запечатлел поэт Бенедикт Лившиц.
Долгие расставания, взаимные измены и творческие амбиции привели к окончательному разладу супругов. Равновеликие в своем таланте Гумилев и Ахматова были, по выражению Валерии Срезневской, "слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих "сизых голубков". Их отношения были скорее тайным единоборством...". После восьми лет мытарств и сложнейшего брака в августе 1918 года Ахматова и Гумилев оформили развод.
Но это расстались мужчина и женщина, а Гумилев и Ахматова поэты остались верными друг другу до конца. Когда Николая Степановича расстреляли большевики за заговор, в котором он не участвовал, а лишь знал и не донес, Анна Андреевна, сама будучи в опале, хранила его стихи, занималась их изданием, помогала собирать материалы для его биографии. Да и сам образ Гумилева еще долго мелькал в ее собственных стихах.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем