99-летний защитник Ленинграда Юрий Юхно рассказал спецкору "Родины", как в 1945 году отмечал День Победы в Петергофе и два раза встречал наших солдат, освобождавших Бердянск - после немецкой оккупации в 1943 году и через 79 лет - в 2022-м.

Татьяна Сухановская
Юрий Юхно с артистками Северного русского народного хора.
В Архангельске накануне 80-летия Победы участник обороны Ленинграда пришел на встречу с Северным русским народным хором сам, вместе с сыном Ильей. Ветерана пригласила на встречу с артистами директор хора Наталья Асадчик.
Юрий Михайлович - ровесник всемирно известного коллектива: оба родились в один день, 8 марта 1926 года, оба готовятся отметить в 2026-м круглую дату. Поэтому возможность услышать и увидеть артистов защитник Ленинграда принял, как подарок судьбы. Тем более, что после Победы боец Юхно сам пел - в хоре рабочей молодежи при Ленинградской консерватории.
Пока Юрий Михайлович смотрел репетицию артистов, знакомился с экспонатами в хоровом музее и пил чай с директором, мы ловили каждое его слово:
- До войны и во время оккупации я жил в Бердянске. Мы очень старались увильнуть от отправки на рабские работы в Германию. Но в 1943-м перед самым освобождением Бердянска началась облава - нас с приятелем, нам тогда было по 17 лет, тоже поймали. Всех посадили на баржу, которую тянул катер с немцами. Думали, отвезут в море и потопят, чтобы следов не осталось. Но вместо этого доставили в Геническ на разгрузку зерна. Нам удалось обмануть часового - на станции попросились попить, он отпустил, а пока мы крутили кран с артезианской водой - это надо было долго делать - прошел товарный состав и нам удалось спрятаться в вагонах, а затем удрать.

До прихода наших солдат мальчишки скрывались на хуторе у его сердобольной хозяйки: ночью в доме, а днем в посадках.
- Судьба меня берегла! - продолжает Юрий Михайлович. - Помню, как хозяйка принесла кашу, я взял ее и залез в вырытую нами землянку. И в ту же минуту на это место упала мина. А после прихода наших в Мелитополь мы отправились туда, чтобы потом уехать домой. Когда стояли у вокзала, немцы напоследок дали по нему три выстрела из дальнобойных орудий. Меня ранило в мягкую часть бедра (кость не задело). Хотя началась гангрена, в полевом госпитале меня выходили, поставили на ноги, а вскоре и в армию призвали.
Юрий Михайлович защищал Ленинград на радиолокационной станции - одной из тех, что пришли из Канады по ленд-лизу. Вместе с однополчанами отразил и последний налет на город - лично докладывал об этом командиру взвода. А День Победы - разве его забудешь?
- Служили мы тогда с девчатами - вчерашними студентками ленинградских вузов. 2 мая 1945 года они прибегают ко мне, целуют и кричат - закончилась война! Оказалось, поторопились - в этот день наши войска только взяли рейхстаг. А вот с 8 на 9 мы уже ждали, когда объявят Победу. Как только прозвучал голос Левитана, офицерский состав устроил салют из личного оружия, - вспоминает Юрий Юхно. - А нам, солдатам, дали увольнительную. Предложили на выбор - Стрельну, Петергоф или Ленинград. Мы выбрали Петергоф, куда можно было добраться пешком (подразделение в нескольких километрах стояло). Зашли в город - а там любого, кто в военной форме, женщины обнимают и целуют, дарят конверты и тетрадные листы, чтобы мы могли письма домой написать. Кстати, единственный напиток тогда наливали - лимонад розового цвета на сахарине.
В этот день защитник Ленинграда впервые услышал песни Соловьева-Седова и увидел, как на одной из площадок балерина Галина Уланова танцевала фрагмент из "Лебединого озера". Народ в Петергофе не расходился до самого утра! А потом…
- Мы очень ждали демобилизацию. Но оказалось, что демобилизуют только старшие возраста - до 1924 года рождения. А нас, младших, 1925, 1926 и 1927 годов рождения, оставили в армии. Прошел год, второй, третий, четвертый… Дело в том, что у нас был военный опыт, а в армии как раз происходило переоснащение. К примеру, 85-миллиметровые пушки меняли на 100-миллиметровые. Причем я оказался одним из самых "образованных" - до войны восемь классов успел окончить! Поэтому до 1950-го служил в войсках ПВО. И только в начале 1950-х смог вернуться домой и закончить школу - с серебряной медалью.
После школы был Ленинградский институт авиаприборостроения, работа в Бердянске на заводе "Азовкабель" - начальником вычислительного центра, кандидатская диссертация по экономике и заведование кафедрой в Бердянском пединституте.
- А когда тяга к украинской мове в этой стране вытеснила здравый смысл, отец отказался от преподавания на украинском языке и с ним сразу разорвали контракт, - поясняет сын Илья Юхно.
И только в 2022 году, когда наши войска снова, как в 1943-м, освободили Бердянск, у Юрия Михайловича появилась возможность переехать к сыну, работавшему тогда в Северном морском пароходстве.
Архангельск - его давняя мальчишечья мечта! После войны, прочитав "Два капитана", Юрий Михайлович мечтал о полярной авиации. Но поступить в летное помешало ранение, а вот написать автору книги Вениамину Каверину ему тогда никто не мог помешать: знаменитого писателя Юхно попросил объяснить исторические нестыковки в биографии капитана Татаринова.
- Тот в ответ подарил мне книгу с автографом и написал, что любой автор имеет право на вымысел. А в своем герое капитане Татаринове Каверин объединил сразу двух покорителей Арктики - Георгия Седова и Георгия Брусилова, - вспоминает ветеран.
Впрочем, защитник Ленинграда сам может стать персонажем для книги о Победе - и давней, и грядущей. Поэтому артисты хора, выступая перед ветераном, едва сдерживали слезы.
А Юрий Михайлович резюмировал, что встреча с хором для него - как крещение, так как в детстве мама-учительница крестить сына не дала. И обратился к артистам:
- Спасибо вам за возрождение народной музыки, народной песни, народных танцев. Экраны телевизоров за последние десятилетия засорили попсой. Молодежь должна вернуться к своему, родному.
Артисты спели для ветерана песню "Бьется в тесной печурке огонь". А Юрий Юхно сделал им ответный подарок - рассказал, что у этой песни есть еще один куплет, пятый.
По словам ветерана, во время войны его дописали солдаты, чтобы песня дарила надежду. Когда в 1943-м году наша армия освободила оккупированный Бердянск, советский офицер спел "Печурку" приходящему в себя после ранения Юрке Юхно:
- "А до смерти четыре шага" - это слишком грустно, - объяснил Юрий Михайлович. - Поэтому солдаты придумали еще один куплет: "Скоро-скоро растают снега, засинеют в полях васильки, и смертельных четыре шага будут так от меня далеки. Привезу я любимой родной много нежных и ласковых слов, я вернусь, дорогая, домой, сохрани нашу честь и любовь".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем