10 мая 1945 года у чешского города Яблонец-над-Нисоу произошел любопытный инцидент. Чешские партизаны напали на солдат 1-й эстонской дивизии СС, шедшей к Пльзеню, чтобы сдаться американцам, и устроили самосуд. Прибалтийских нацистов нещадно избивали и тут же расстреливали - по разным данным, было уничтожено от 400 до 1300 эсэсовцев.

Julius Jääskeläinen/Wikimedia.org
Эстонский солдат из 20-й гренадерской дивизии СС (1-й эстонской) во время битвы за Нарву в 1944 году.
Расправу с большим трудом прекратили красноармейцы. Один из эстонских офицеров, штурмбаннфюрер (майор по-нашему) Сууркиви, увидел советского офицера и бросился к нему, моля о защите. Молил он, кстати, по-русски.
Капитан РККА призвал своих солдат. Все вместе они кое-как объяснили разъяренным чехам, что эсэсовцы, конечно, заслуживают смерти за свои зверства, но они - граждане СССР и должны предстать перед советским судом. Красноармейцы выставили охрану, а затем отправили эстонцев в лагерь для военнопленных.
Штурмбаннфюрер Сууркиви благополучно пережил плен, семь лет лагерей (освободили его по амнистии после смерти Сталина), жил в Эстонии и умер только в 2014 году. Президент ставшей независимой прибалтийской республики даже наградил нациста памятным знаком "Надломленный василек".
Расстрел своих эсэсовцев у Яблонца-над-Нисоу эстонцы назвали "Чешским адом", неправительственные организации до сих пор требуют от чехов извинений и компенсаций семьям погибших. Прага не реагирует, а официальный Таллин помалкивает - все-таки союзники по НАТО.
С момента оккупации немецкими войсками в начале сентября 1941 года Эстония старательно демонстрировала приверженность идеям нацизма. Уже в декабре страна объявила себя "юденфрай" - то есть все жившие в Эстонии евреи, включая женщин, стариков и детей, были уничтожены.
Тогда же были сформированы шесть охранных отрядов из эстонских добровольцев. Они участвовали в карательных операциях и охраняли концлагеря. В 1942 году было объявлено о создании Эстонского легиона СС. Они тоже участвовали в расстрелах местных жителей, заподозренных в сотрудничестве с Советами, и рейдах против партизан.
Поскольку своих партизан в Эстонии было мало, легионеры выезжали в Белоруссию, где сжигали деревни, казнили местных жителей, занимались мародерством и отправкой гражданских на работу в Германию.
Эстонские эсэсовцы проявили себя настолько приверженными делу арийской расы, что в 1944 году было решено сформировать из них полноценную гренадерскую дивизию. В знак особого доверия эстонцами в ней были и офицеры. Дивизия участвовала в боях с Красной Армией - в том числе с Эстонским стрелковым корпусом, - под Нарвой и Синимяе. Ратной славы не снискала и была вынуждена вместе с хозяевами отступить на запад.
Перед бегством произошел еще один забавный эпизод - на этот раз в Таллине. К концу сентября немецкая администрация покинула город, власть перешла к национальному правительству во главе с Юри Улуотсом - он был премьер-министром до присоединения республики к Советскому Союзу.
Во дворе замка Тоомпеа эстонские солдаты распотрошили немецкий грузовик со спиртным, перепились и унтер-офицер Лепиксоо, набравшись храбрости, поднял национальный флаг на башне "Длинный Герман". Обрадованные эсэсовцы стали стрелять в воздух. Оказавшийся неподалеку немецкий военный решил, что стреляют по нему, и открыл ответный огонь. Никого не убило, а на следующий день оккупанты договорились с местными властями, что на башне будут развеваться оба флага, немецкий и эстонский.
При освобождении Таллина дивизия была жестоко разгромлена, ее остатки направили в учебный лагерь в Нойгаммере. Там ее кое-как пополнили - в основном за счет военнослужащих из эстонских подразделений люфтваффе. Те к тому времени были расформированы по причине отсутствия самолетов.
До 1945 года 1-я эстонская дивизия успела поучаствовать в боях в Восточной Пруссии - тоже без особого успеха, а затем отступила к Виттенбергу, где была окружена частями Красной Армии. Вырвалась из окружения в Чехословакию. Получила приказ собраться у Яблонца-над-Нисоу, чтобы следовать через Прагу в Пльзень и там сдаться армии США. Дальше вы знаете.
До американцев дошла лишь пятая часть эстонских эсэсовцев, 3 из 15 тысяч. Остальные были взяты в плен РККА.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем