Оцифрованные рассекреченные документы Центрального архива ФСБ России, посвященные розыску нацистских преступников и их пособников, появились в свободном доступе в Электронной библиотеке исторических документов. Среди них имеется инструкция о правилах сбора данных о зверствах фашистов.

Виктор Кинеловский/РИА Новости
Жители Днепропетровской области во время опознания тел своих родных, зверски замученных и расстрелянных фашистскими оккупантами перед отступлением.
Ранее засекреченный документ 25 февраля 1942 года издал заместитель народного комиссара Внутренних дел Союза ССР, комиссар госбезопасности 3-го ранга Сергей Круглов.
"Зверства, грабежи, насилия, учиняемые фашистскими захватчиками над военнопленными Красной Армии и мирным населением, разрушение государственных зданий, уничтожение национальных, исторических памятников и культурных ценностей советского государства вызвали глубокую ненависть советского народа к фашистским оккупантам, - следовало из секретного приказа.
Все эти зверства зарегистрированы и продолжают регистрироваться в многочисленных документах, составляемых советскими учреждениями, организациями, предприятиями и отдельными гражданами. Об этих зверствах также свидетельствуют и документы, захваченные и найденные у врага".
Для обеспечения сохранности и организации использования этих материалов в интересах советского государства приказом Круглова устанавливался специальный порядок их сбора, учета и хранения. Инструкция предписывала собирать самые разнообразные свидетельства, в том числе: различные акты, кино- и фотосъемку, различного рода письма, свидетельские показания, дневники, записки, плакаты, печатные издания, допросы пленных, разговоры по "проводу", сообщения по радио, приказы и распоряжения фашистского командования.
В любой форме предписывалось фиксировать зверства фашистов, включая "учиняемые путем диверсий и бомбардировок". Приказ предписывал немедленно передавать подлинники таких материалов соответствующим отделам государственных архивов НКВД.
"Все учреждения, организации, предприятия и отдельные граждане обязаны также немедленно сдать подобного рода документы, собранные ими до объявления настоящей инструкции, указанным выше органам, - говорилось в приказе Круглова. - Руководители учреждений, организаций и предприятий, в каких бы условиях они ни находились, несут полную ответственность за собирание и сохранность перечисленных в инструкции документальных материалов".
Уничтожение документов допускалось только в исключительных случаях и только с разрешения Управления государственными архивами НКВД СССР и его местных органов. Экспонирование документальных материалов о зверствах фашистов и передача их во временное пользование также требовали разрешения Управления государственными архивами НКВД, причем передавать кому-то подлинники запрещалось, экспонировать можно было лишь их копии.
"Перечисленные в инструкции документы, имеющие большое государственное значение и независимо от того захвачены ли они у врага, составлены организациями, учреждениями или отдельными лицами, не признаются их собственностью и подлежат немедленной передаче Управлению государственными архивами НКВД СССР или его местным органам", - подчеркивалось в приказе.
Ответственность за сохранность документов возлагалась на тех, кто первым и принял на свой учет. Документы надлежало хранить в надежной упаковке и в помещениях, исключающих возможность порчи, хищения, утери и уничтожения их от пожаров и бомбардировок. Кроме того, запрещалось производить какие бы то ни было пометки и надписи на таких документах.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем