В "Музее Москвы" проходит выставка "Высоко под землей", посвященная 90-летию столичного метрополитена. Одна из ее тем - не воплощенные художниками замыслы по украшению подземки.

Николай Роганов.
Так мозаика "Дмитрий Донской" выглядит сейчас.
Так, например подверглась цензуре уже готовая, но не установленная на станции "Комсомольская" кольцевой ветки мозаика с изображением Дмитрия Донского. Художнику Павлу Корину пришлось ее пересобирать - лик Христа сочли слишком иконописным.
В новой версии Корин добавил складку на лике и греческие буквы на нимбе заменил на нейтральные круги. Позже в своих воспоминаниях художник напишет: "Лик Спаса заставили испортить… Противно, гадко".
Кстати, работа Павла Корина в метро началась как раз с оформления "Комсомольской". Архитектор Алексей Щусев задумал эту станцию как триумфальный зал Победы и хотел украсить ее фресками, но Корин настоял на мозаике, так как она долговечнее. Чтобы добиться высокого качества, художник попросил перенести производство из Ленинграда в Москву и в электродепо "Измайлово" организовали мастерскую по набору мозаичных панно.
Всего на "Комсомольской" восемь расположенных в хронологическом порядке мозаик: "Александр Невский", "Дмитрий Донской", "Минин и Пожарский", "Суворов", "Кутузов", "Вручение гвардейского знамени на параде 1941 года", "Взятие Рейхстага" и "Парад Победы". Три последние изменили после развенчания культа личности Иосифа Сталина. На "Взятии Рейхстага" переработали фрагмент, а две другие заменили новыми мозаиками - "Выступление В.И. Ленина на Красной площади" и "Триумф Победы".
25 мозаичных композиций Павла Корина должны были украсить "Арбатскую" Арбатско-Покровской линии, но в 1955 году вышло постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" и тема монументального декора утратила актуальность.
Выставка "Высоко под землей" продлится до 24 августа.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем