11 июля 1890 года в Хабаровск (тогда Хабаровка) на пароходе "Муравьев - Амурский" прибыл великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Тридцатилетнему литератору предстояло провести два дня в ожидании отправки судна дальше по маршруту - до Николаевска-на-Амуре. Это была часть масштабной поездки, в которую писатель отправился из Москвы 21 апреля. Логистика ее впечатляла!

Портрет А.П. Чехова с автографом писателя.
Чехов отправился в долгий путь с корреспондентским билетом газеты "Новое время". "Мой маршрут таков, - писал он коллеге И. Леонтьеву. - Нижний, Пермь, Тюмень, Томск, Иркутск, Сретенск, вниз по Амуру до Николаевска, два месяца на Сахалине, Нагасаки, Шанхай, Ханькоу, Манила, Сингапур, Мадрас, Коломбо (на Цейлоне), Аден, Порт-Саид, Константинополь, Одесса, Москва, Питер…"
Главной целью писателя, конечно, был неведомый каторжный Сахалин. До края света Антон Павлович добирался на перекладных, какие не снились нынешним путешественникам: до Ярославля по железной дороге, затем пароходом по Волге и Каме до Перми, оттуда вновь по "железке" до Тюмени, далее до Сретенска на лошадях - и на пароходе "Ермак" по Шилке, Аргуни и Амуру. Через 11 дней писатель достиг Хабаровска, пересев в Благовещенске на "Муравьева-Амурского".
Чехов был первым крупным писателем, посетившим Приамурье после заселения его русскими. И сразу полюбил этот благодатный край:
- Проплыл я уже по Амуру тысячу верст и видел миллион роскошнейших пейзажей; голова кружится от восторга…Удивительная природа… я осматриваю берега в бинокль и вижу чертову пропасть уток, гусей, гагар, цапель и всяких бестий с длинными носами. Вот бы где дачу нанять!
"Амур чрезвычайно интересный край - писал он М.П.Чеховой, - до чёртиков оригинален. Жизнь тут кипит такая о которой в Европе и понятия не имеют. Она…напоминает мне рассказы из американской жизни. Берега до такой степени дики, оригинальны и роскошны, что хочется навеки тут остаться жить…"
Отметил писатель и то, что на Амуре люди ведут жизнь, совсем не похожую на привычную для жителей центральной России. Особо отметил, что в селах любой мужик - и даже священники - добывает золото. Причем, быстро богатеют и так же стремительно разоряются. Поразило наблюдательного путешественника и то, как в амурских селах гуляют золотоискатели - есть те, которые не пьют ничего, кроме шампанского, а в кабак ходят не иначе, как по кумачу, который расстилается от избы вплоть до кабацкого стола. И вообще по Амуру живет очень насмешливый народ; все смеются, что Россия хлопочет о Болгарии, которая гроша медного не стоит, и совсем забыла об Амуре. Нерасчетливо и неумно.

"Мне все время казалось, - писал впоследствии Чехов, - что склад нашей русской жизни совершенно чужд амурцам, что Пушкин и Гоголь тут не понятны и потому не нужны, наша история скучна и мы, приезжие из России, кажемся иностранцами…"
Интересно, что известный своей проницательностью и аналитическим складом ума А.П.Чехов сделал и другой ошибочный прогноз перспективам российского Дальнего Востока. В письме к известному издателю, писателю и театральному критику Алексею Суворину он убежденно предсказал, что "китайцы возьмут у нас Амур - это несомненно". Не сами, им отдадут его, например, англичане, которые в Китае губернаторствуют и крепости строят.
Автор знаменитого "Острова Сахалина" безошибочно выделил главную черту в характере дальневосточников - говорить правду. Впрочем, по версии язвительного писателя, это объяснялось тем, что правдолюбов дальше некуда сослать...
Плодотворно отработав на Сахалине, Чехов не успел осуществить другие творческие планы. Первоначальный план азиатского вояжа разрушился. Изначальный маршрут, который пролегал через Индийский океан, Суэцкий пролив и Одессу, пришлось изменить из-за эпидемии холеры. Пароход отправился в обратный рейс под желтым карантинным флагом и заходил лишь в четыре порта, оставшиеся открытыми, - Гонконг, Сингапур, Коломбо и Порт-Саид.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем