издается с 1879Купить журнал

Горный инженер Александр Мальцев: "В Америке началась горячка спекуляцией с машинами и станками"

Заокеанская промышленность 1915 года глазами командированного русского инженера

В 1915 году заводовладелец граф С.А. Строганов заключил контракт с Главным артиллерийским управлением на изготовление боеприпасов для русской армии. В соответствии с договором расположенный в Пермской губернии Добрянский железоделательный завод должен был выпустить 220 тысяч штук "3-х дюймовых полевых шрапнелей с очком для 22-секундной трубки и горных для 34-секундной трубки". Общая сумма контракта составляла 2 млн 750 тыс. рублей.

Завод Генри Форда в Детройте. США. Начало ХХ в.

Завод Генри Форда в Детройте. США. Начало ХХ в.

Контракт был ответственный и срочный, однако нужного для этого оборудования, станков, прессов, на предприятии не имелось. Его требовалось закупить в США, для чего и был отправлен за океан в октябре 1915 г. бывший управляющий заводом, горный инженер Александр Николаевич Мальцев.

А.Н. Мальцев

В Америке он находился два месяца и по возвращении из командировки подготовил обширную, на 22 страницах, без учета приложений, "Докладную записку".

В ней А.Н. Мальцев подробно описал путь в Америку и обратно, рассказал о состоянии американской промышленности в разгар Первой мировой войны, о невероятном обогащении США на военных заказах союзников, о трудностях доставки закупленного оборудования из-за океана в российские порты и оттуда заказчикам.

Вернувшись в начале 1916 г. в Добрянку, А.Н. Мальцев тут же приступил к организации производства снарядов. Главными на заводе стали шрапнельный и механические цеха. Рабочие в них получали повышенную зарплату.

Выпуская по 1500 шт. шрапнелей в сутки, предполагалось выполнить весь заказ к 1 января 1917 г., но точных данных о том, сколько боеприпасов ежесуточно выпускалось на Добрянском заводе реально, нет. Зато известно, что на предприятии были попытки порчи оборудования и изготовления заведомо негодных снарядов.

По крайней мере, об этом с гордостью упоминали старые добрянские большевики. "Ведя борьбу за превращение империалистической войны в войну гражданскую <...>, коммунисты и передовые рабочие завода делали все, чтобы сорвать заказы военнопромышленников, - писали они в районной газете "За коммунизм" летом 1957 г. - Рабочие умудрялись отправлять изготовляемые снаряды не начиненными, а в разгар мировой войны сборочный цех они вывели совсем из строя". Зачем?! А затем, чтобы "этими снарядами не убивали рабочих других стран". Интересно, знали ли об этом немецкие рабочие, чьи снаряды убивали русских солдат? Если это не пустое, в духе времени, бахвальство, то предательство.

Публикуем выдержки из записки Мальцева с сохранением орфографии автора. Подзаголовки даны редакцией для удобства чтения.

Из "Докладной записки" горного инженера А.Н. Мальцева

Путь в Америку

Во время настоящей войны наиболее коротким и достаточно безопасным путем из Петрограда в Нью-Йорк можно считать путь через Швецию и Норвегию до Бергена, от которого пароходы открывшейся с начала войны Норвежско-Американской линии совершают правильные рейсы через каждые три недели.

Пароход Норвежско-Американской линии "Бергенсфьорд", на который был мною взят билет от Бергена до Нью-Йорка, должен был отойти из Бергена 28 октября вечером. <...>

Имея в виду возможность непредвиденных случайных задержек в пути, я выехал из Петрограда 22 октября, прибыл в Христианию (старое название г. Осло - Авт.) 25 октября в 11 часов вечера, где остановился на сутки, и в Берген прибыл 27 октября в 11 часов утра. <...> Пароход поднял якорь в 12 часов ночи 28 октября и вышел из Фьорда в Северное море около 3 часов утра 29 октября.

Первый лист докладной записки А.Н. Мальцева. Из фондов Пермского краеведческого музея.

Для избежания встречи с Германскими подводными лодками и Английскими крейсерами и миноносцами, поддерживающими блокаду Северного моря от берегов Великобритании до Норд-Капа, пароход обошел даже Фарерские острова с севера, пройдя между ними и Исландией, дойдя 62 градусов С.Ш.

Благодаря туману и бурной погоде ему удалось избежать подводных лодок и Английской блокады. Весь переход до Нью-Йорка был чрезвычайно бурный, "рекордный", не было ни одного дня без сильной качки.

За два дня до прихода в Нью-Йорк во время шторма ночью была разбита волнами часть деревянного барьера на променад-деке.

В Нью-Йоркский залив пароход вошел в 10 часов вечера 6 ноября, но должен был стоять на якоре у карантина до 8 часов утра следующего дня. В субботу 7 ноября, около 9 часов утра, пароход подошел к пристани Норвежско-Американской линии в Бруклине.

После допросов пассажиров I-го класса чиновниками Эмигрантского Бюро и осмотра багажа Таможенными чиновниками я выехал с парохода в 10 ½ часов утра, и прибыл около 11 час. утра в Отель Мак Алпин, где решил остановиться. <...>

Рекомендательные письма

Еще в Петрограде мне было известно, что в Нью-Йорке находятся несколько русских комиссий, правительственных и общественных учреждений (Центрального Военно-Промышленного Комитета, Союза Городов и Земств и др.) для распределения заказов, наблюдения за исполнением их, прийма и отправки, и много представителей частных фирм, принявших заказы на изготовление предметов Государственной обороны. С собою я взял рекомендательные письма Русскому Генеральному Консулу, прикомандированным к Российской миссии в Вашингтоне Агентам Морского Министерства и Министерства Торговли и Промышленности и некоторым Американским фирмам.

На пароходе я ехал вместе с сыном Председателя комиссии по передаче и прийму всех заказов Русского Правительства в Америке, Профессора Института Путей Сообщения и Артиллерийской Академии, Генерала А.В. Сапожникова, с которым я лично познакомился, когда он приехал на пароход встретить сына, и просил его об оказании мне содействия. <...>.

Главной Петроградской конторой были заказаны в Америке, в первых числах сентября, через представителей в Петрограде (...), два гидравлических пресса с принадлежностями и 39 токарных, револьверных и других станков.

Доставка этих прессов и станков была передана Дитриху Гейдеману, имеющему Конторы или агентства в Нью-Йорке, Архангельске, Владивостоке, Петрограде и Москве <...>.

Диктат производителя

С самого начала текущей войны, как общее правило, всеми почти без исключения американскими фирмами было установлено: во 1-х принимать заказы без всякой денежной гарантии, неустоек и т.п. за неисполнение заказов в срок, ответственности в случае забастовок и т.п., во 2-х получение задатков не менее ⅓ суммы заказа, и остальные ⅔ должны быть переданы, по их указанию, в Американский банк на счет фирмы, принявшей заказ, для выдачи ей, по предъявлению железнодорожных или пароходных накладных о отправке заказа. <...>

Горный инженер А.Н. Мальцев (первый ряд, в центре) на Добрянском заводе. Начало ХХ в. Из фондов Добрянского историко-краеведческого музея.

Отсутствие всякой гарантии для срочного исполнения имело следствием не только запоздание, за редкими исключениями, почти всех заказов правительственных и частных, но и принятие и назначение некоторыми недобросовестными агентами заведомо неисполнимых сроков.

Забастовки, недостаток сырых материалов, нарушение правильного движения поездов по железным дорогам давали много предлогов для уклонения для срочной сдачи заказов.

Полезное предупреждение

Первым долгом 9 ноября утром я отправился в контору Дитриха Гейдемана.

Здесь я узнал, что на отходящий около 18 ноября/1 декабря, принадлежащий фирме пароход "Кондор" погружены только 12 мест станков для Добрянского завода от Соединенной Компании Американских машиностроительных заводов 10 станков 3 ½ Лосвинг и два токарных станка 16 х 8 Фичбургской машиностроительной компании и больше ничего. <...> При объяснении причин запоздания указывали на запоздание перевода денег в Нью-Йорк, недостаток материалов и т. п. обстоятельств. <...>.

В этот же день я также был в конторе Агента Министерства торговли и промышленности г. Меджиковского, председателя Комиссии по отправке казенных и частных грузов из Америки на пароходах Общества Добровольного флота и других обществ, занятых для доставки казенных и частных грузов для военных надобностей. <...>

Г. Меджиковский, узнав от меня, что доставка грузов для Добрянского завода сдана Дитриху Гейдеману, сообщил мне, что это германская фирма и ея агент здесь Ведеман, немец, недавно натурализовавшийся в Америке. Почему он распорядился все грузы, отправляемые через него, тщательно осматривать, чтоб не было в них вложено какой-нибудь адской машины, как устраивали германские агенты с несколькими пароходами. <...>.

Хождение по конторам

Остальные дни этой недели до субботы 14/27 ноября я был занят исключительно посещением контор представителей Русского Правительства, чтобы получить от них необходимые сведения и указания, а также и возможное содействие. <...>

У прокатного стана Добрянского завода. Начало ХХ в.

От них я узнал, что в настоящее время найти что-либо из требующихся для меня механизмов можно только случайно, после настойчивых поисков.

Они, занятые тем же, чем должен заняться я, находятся в весьма затруднительном положении и потому оказать мне какого-либо содействия не могут.

Кроме того, сообщили также, что с передачей заказов необходимо быть весьма осторожным и избегать всяких сомнительных фирм и лиц, обещающих многое и ничего не дающих. Такие случаи бывали неоднократно с казенными и частными заказами.

В Америке в настоящее время началась настоящая горячка спекуляцией с машинами и станками. <...>

Об этом же много сведений я получил из Американских газет и журналов, как общих, так и технических.

В "Воль Стрит Магазин" от 14/27 ноября 1915 года была напечатана статья М. Фредерика Люиса: "Прилив Европейского золота", где, между прочим, сообщалось: "Более биллона* долларов уже израсходовано Союзниками (Англией, Францией и Россией) в Америке на снабжение армий. Эта сумма столь огромна, что человеческое воображение отказывается представить себе ея размеры.

Прекращается ли этот прилив золота, возрастает ли он или только начинается?

На это можно ответить, что покуда продолжается война, иностранные народы должны продолжать тратить в нашей стране огромные суммы для продолжения войны". <...>

Германские агенты и подстрекатели

Принимая заказы, почти все американские общества мало считались с возможностью срочного исполнения их, стремились только заполучить больше заказов, будучи уверены, что избежат уплаты неустоек, так как все заказанные предметы необходимы союзникам, что называется, до зарезу. <...>

Мне, например, передавали лица, прекрасно осведомленные в положении дела с русскими заказами, которых я не считаю удобным называть, что русские заказы на шрапнель запоздали началом сдачи от 2 до 6 месяцев, вместо июня начали сдачу в ноябре и только в виде исключения, в декабре на некоторых заводах подходят к нормальной суточной производительности, в большинстве же еще далеко ея не достигают.

Выделка дистанционных трубок еще до сих пор не началась, хотя сдача должна начаться несколько месяцев тому назад.

Заказы Английского Правительства запаздывают на 30% и даже более.

Как на причины в том и другом случае указывают:

1) Недостаточное оборудование (запоздали доставкой машиностроительные заводы прессов и станков).

2) Недостаток опытных рабочих.

3) Забастовки на заводах.

4) Недостаток сырых материалов: чугуна, стали, меди и др.

5) Затруднения в перевозках по недостатку вагонов.

6) Разные препятствия при исполнении военных заказов, устраиваемые германскими и австрийскими агентами.

Члены администрации, инженеры, мастера и конструкторы из германцев, весьма многочисленные у многих компаний, принявших военные заказы союзников, открыто и скрытно всевозможным образом задерживают подготовку и ход работ по исполнению заказов. Представителям союзных правительств с немалым трудом удалось удалить многих из них.

Агенты организовывали забастовки среди рабочих заводов, исполняющих военные заказы.

Не считая многочисленных неудавшихся попыток, произведено значительное число взрывов и разрушений заводов и мастерских, исполняющих военные заказы, или механизмов для заводов, исполняющих военные заказы.

Нужно отдать справедливость американской промышленности и настоящим американским гражданам, что подобный образ действия германских агентов не заставляет их бросить дела, но наоборот, во всех без исключения случаях, приниматься еще с большей энергией и оказывать союзникам такую помощь, которая соответствует сотням тысяч солдат. <...>

В 1915 году, благодаря значительному вышеупомянутому количеству военных заказов, экспорт из С.Ш. достиг 3,551 миллиона долларов, т.е. превысил вывоз 1914 года на один миллиард. <...>

"Золотые" заказы

Современная война показала, что новейшие войны ведутся машинами, оборудование для снабжения их снарядами, ремонт и постройка новых требует специальных станков, что богатое снабжение снарядами и пушками побеждает количественное превосходство войск, так как в защите страны войска составляют только часть средств защиты.

Все это доказывает, что военное искусство зависит от металлообрабатывающих станков и машиностроительной промышленности, которая составляет один из органов обороны. Это Германия знала задолго до начала настоящей войны, а союзники узнали только к концу года войны, в особенности в России. <...>

Прошлый 1915 год для американских машиностроительных заводов был исключительным, небывалым.

Спрос со стороны заводов, взявших заказы на орудия и снаряды и т.п. в Америке и вне ея, был столь велик, что можно с уверенностью утверждать, превысил вдвое спрос за всякий предыдущий период существования заводов. Например, спрос на специальные станки для выделки орудий, пулеметов, ружей во много раз превышал обычный спрос. Погоня за покупателями совершенно прекратилась. Покупатель искал продавца, и последнему предстояла трудная задача удовлетворить настойчивый спрос.

Заводы, строящие станки, были переполнены таким количеством рабочих, сколько могли вместить. Работали днем и ночью. Мастерские расширялись. Части станков готовили там, где этим никогда не занимались.

Подержанные станки перепродавались из рук в руки. Агенты-продавцы продавали часто зараз столько станков, сколько нормально им раньше не удавалось продать за целый год. <...>

В середине 1915 года появилось до 60 новых производителей станков, так как выяснилось, что дела достаточно для всех. Некоторые из построенных ими станков по готовым разработанным чертежам в хороших мастерских были вполне удовлетворительны, но было выпущено вновь некоторыми случайно начавшими строить станки заводами много таких станков, которые походят на современные станки так же, как первые локомотивы на новейшие. <...>.

Рабочие тоже хотят денег

Во второй половине 1915 года машиностроительная промышленность терпела много затруднений от забастовок, не кончившихся и в декабре.

Стачки охватили заводы в Штатах: Пенсильвании, Нью-Джерси, Мэриленд, Конектикут, Род Айленд, Массачузет, Огайо, Висконсин и др. На некоторых заводах рабочие достигли значительного увеличения плат, на других они не достигли ничего.

Исполнение заказов некоторыми заводами запоздало из-за рабочих беспорядков на срок от 6 недель до 2 месяцев и даже более. <...>

По своему оборудованию, обширности грузооборота Нью-Йоркский порт занимал одно из первых мест в мире, и в настоящее время занимает первое место, но здесь вывоз встретил в ноябре и декабре 1915 года, вследствие колоссального увеличения такие затруднения, что грузы должны были лежать по нескольку недель без движения.

Главная причина недостаток судов.

Немало судов английских и других, не только воюющих, но и нейтральных стран, потоплено плавучими минами и подводными лодками. <...>

Это обстоятельство отразилось и на доставке наших прессов изготовлявшихся в Буфало на заводах Сноу Стим Помп Ворк, принадлежащих Международной Компании Паровых насосов. <...>

Проказы погоды

При необыкновенном спросе на станки, какой был в Северо-Американских Штатах в ноябре и декабре, было безусловно необходимо точнейшим образом выполнять сроки уплаты денег.

Продавцы пользовались самыми незначительными предлогами для нарушения сделок, если являлась возможность уже проданный станок перепродать дороже, на что была полнейшая возможность, так как желающих купить, даже с большой переплатой наличный станок для немедленной отправки, было сколько угодно. <...>

Добрянский железоделательный завод. 1909 г.

Но все это, так сказать, имело второстепенное значение. Главное затруднение явилось совершенно неожиданно, ранее, чем его можно было ожидать и предвидеть.

<...>.

Сверх всяких ожиданий и предположений вследствие необыкновенных холодов подходы к Архангельску и в Сорокскую бухту (ныне г. Беломорск в Карелии. - Авт.) крепко замерзли еще на месяц ранее, чем в предыдущие несколько лет, и ледоколы оказались бессильны, почему Нью-Йоркское Агентство предполагало уже отправить пароходы Добровольного флота во Владивосток кругом Африки.

Железная дорога до Екатерининской гавани на Мурманском берегу, куда только могли доходить в нынешнюю зиму пароходы, далеко не готова, поэтому все грузы должны ждать здесь, когда по состоянию льда и температуры ледоколам удастся пробиться к Архангельску или в Сорокскую бухту. <...>

Таким образом <...> не было никакой физической возможности доставить заказанные нами прессы и станки к февралю 1916 года, как предполагалось.

Если бы прессы и часть станков могли быть доставлены своевременно, была бы полная возможность начать работы в марте 1916 года.

Для того, чтобы закончить заказ к 1 января 1917 г. мною приобретено столько станков и прессов, что выделку шрапнели возможно довести до 1500 шт. в сутки вместо предполагаемой 1000 шт.

Горный инженер Мальцев

10 февраля 1916 года.

  • *В Америке биллионом называют тысячу миллионов, что в России называют миллиардом.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться