Вряд ли есть еще место в России, где храмы и колокольни - как путеводные звезды на небе. Они рассыпаны по большой стране, называемой Ополье. Взгляд цепляется за одну колокольню, что светится на солнце, следом за другую, словно сахарную голову в синеве. Так продолжается путешествие словно по живой карте.

Артем Локалов
Колокольня храма Пресвятой Богородицы в Клементьеве.
Это - окрестности Суздаля. И здесь все видно на много верст. Колокольня села Клементьево высится над этими просторами полтора века, как свеча, что затеплили наши предки. Покровский храм, который мог окончательно превратиться в руины, пару лет назад начали реставрировать. Колокольню - пока нет. Но как же крепко она сложена!
Крест на шпиле давно наклонился, будто пытаясь рассмотреть, что творится внизу. Вокруг него кружат вечные обитатели церковных владений - галки. Над жителями села Кишлеево, которое, поди, можно разглядеть с вершины клементьевской колокольни, чтобы подчеркнуть особенности местного говора, еще подтрунивали: "В Кишлеве-те, на церкви-ти, на кресте-те, галок-те!"
А рядом с Клементьево, в полукилометре, еще одно некогда огромное село - в начале прошлого века тут жило около тысячи человек - Никульское. Местный Никольский храм, в советское время превращенный в хранилище, дошел до нас уже не только без креста, но и обезглавленным и без колокольни. Очевидно, клементьевская колокольня была столь крепка и высока, что крест сдернуть с нее просто не смогли. При том, что устанавливать его было еще сложнее.
Жива еще искусная кирпичная кладка трапезной, узорочье, оставленное нам мастерами позапрошлого века. Но все постепенно превращающееся в кирпичную труху.
- Золотисто-синяя, золотисто-красная щепа образовала холм чуть ли не до середины церковного интерьера. Славно поработали плотнички с топорами, - так описывал увиденное в начале 1960-х годов в Никольской церкви еще одного местного села - Петраково - писатель Владимир Солоухин в своей книге "Черные доски".
Этот храм дожил до хрущевских гонений на церковь - и в итоге был закрыт, разорен и использовался для сельскохозяйственных нужд. Но - уцелел до наших дней. Как и Никольский храм в Кутукове - Николая Чудотворца на Руси вообще и здесь в частности всегда особо почитали. Поэтому и храмов, освященных в честь него, так много.
У кутуковской церкви есть особенность: если ехать на машине со стороны Клементьева, то приходится спускаться под горку. В то время как храм, стоящий на небольшом возвышении, как бы устремляется вверх. Он, в отличие от петраковского, - действующий. Можно остановиться, взойти, поставить свечу в память о наших предках, которые оставили нам такие ориентиры.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем