издается с 1879Купить журнал

Летчик-ас Михаил Лиховид: бил немцев в небе, убит бандеровцами на земле

Румынские поисковики нашли обломки его самолета, а российские идентифицировали находку

О том, что на северо-востоке Румынии найдены фрагменты самолета времен Второй мировой, руководитель калининградского поискового отряда "Совесть" Руслан Хисамов узнал в январе из публикации румынского поисковика Георгиу Даниэля. Связался с автором и его знакомым Маром Йоаном, который нашел самолет. Тот прислал фотографии...

- На снимках были две очень важные находки: лючок с бортовым номером самолета и заводская шильда с серийными номерами, - рассказал "Родине" Руслан. - Я подключил к архивной работе опытных коллег-поисковиков из других регионов России, в частности, Бориса Владимировича Довыдова. Общими усилиями удалось установить имя пилота, который управлял самолетом модели P-39Q-15 с заводским номером 26Е-694. А потом выяснили в архивах и подробности последнего боя "Аэрокобры".

Фрагмент самолета с серийными номерами, найденный поисковиками.

... 3 июня 1944 года в 18.20 самолет 104-го гвардейского истребительного авиаполка вылетел на боевое задание - прикрытие наступления наших войск в районе Мовилес-Загорна (Румыния). Пилотировал его гвардии старший лейтенант Михаил Лиховид. Летчики атаковали два "Мессершмитта-109" на двухкилометровой высоте. Лиховид зашел с хвоста сверху и поджег один "мессер". Едва успев закончить этот бой, советские летчики приняли новый - появились 12 "Фокке-Вульф-190", которые начали бомбить с пикирования наши войска...

Фрагмент самолета с серийными номерами, найденный поисковиками.

У самолета Лиховида было перебито управление, летчик выпрыгнул с парашютом с высоты 300 метров. Самолет упал ближе к передовой, а Михаил благополучно вернулся в часть.

Карта с отметкой места падения его самолета.

Через два месяца летчик, много раз уходивший от смерти в небе, встретит ее на земле. От рук бандеровцев...

Украинец Михаил Лиховид - земляк другого украинца, тоже летчика-истребителя Ивана Кожедуба. Оба из нынешней Сумской области. Оба крестьянские дети. Оба в 1940 году пошли в летные школы.

Сержант Лиховид окончил ее позже сержанта Кожедуба, но на фронт попал раньше, уже в июле 1941 года.

Первый самолет врага сбил, однако, лишь в марте 1943-го.

Ничего удивительного. Советским ВВС не хватало горючего - и почти за год Михаил совершил лишь 30 боевых вылетов1. Да и умения поначалу не хватало - сделать из Лиховида и его сверстников летчиков-истребителей поспешили менее чем за год. А потом полк отозвали в тыл и почти год переучивали на новые машины. Михаил пересел с устаревшего И-16 на американский истребитель "Аэрокобра" - с мощным вооружением, надежной радиосвязью, отличным обзором из кабины и большой скоростью пикирования. И "отлично усвоил материальную часть" этой непростой в пилотировании машины, показав на ней "высокие летные качества"2.

Точного числа сбитых им (как и всеми другими летчиками-истребителями Второй мировой) самолетов мы не знаем. Пилоту некогда следить за судьбой обстрелянной им машины, а наземным войскам не до того, чтобы искать упавший самолет. Но дело не столько в том, что официально Михаилу засчитали 13 лично сбитых над Кубанью и Северной Таврией самолетов, сколько в том, что еще 7 побед за ним числились как "сбитые в группе"3. Когда кто-то стреляет по врагу, а кто-то заставляет немца сунуться под огонь товарища, кто-то прикрывает хвост ведущего...

Всего за полгода боев 22-летний пилот получил три ордена Красного Знамени - самой ценимой фронтовыми летчиками награды.

2 мая 1944 года гвардии старший лейтенант Лиховид стал покрышкинцем: 9-ю гвардейскую истребительную авиадивизию (знаменитые 16-й, 100-й и 104-й гвардейские полки) принял ведущий советский ас Александр Покрышкин.

Наградной лист Михаила Лиховида.

Три "Знамени" на груди сочетались теперь с должностью заместителя командира эскадрильи. А что такое замкомэска? "Это значит вся боевая работа в твоих руках"4, - свидетельствует ровесник Лиховида Борис Дементеев, тоже ставший в 1944-м заместителем командира эскадрильи. - Это значит управлять боем разнесенных по высоте, но взаимодействующих друг с другом пар и четверок на огромных скоростях в меняющейся ежесекундно обстановке...

"Аэрокобра".

3 июня 1944 года, на пятый день тяжелого воздушного сражения под Яссами, Лиховид был сбит и покинул машину с парашютом. Упавшую "Аэрокобру" и нашли румынские поисковики. 13 июля над южной Волынью был сбит и попал в плен однополчанин Лиховида, гвардии старший лейтенант Михаил Девятаев. Тот, что в феврале 1945-го совершит знаменитый побег из плена на немецком "Хейнкеле-111" ("Родина" N2, 2020). А в августе Лиховид, имевший уже 18 засчитанных лично сбитых немцев[5], совершил вынужденную посадку близ села Майдан, что северо-западнее Львова. И вернулся к самолету с двумя техниками - для ремонта.

Но когда 12 августа ремонт завершили, поляну окружил отряд бандеровцев.

Лиховид попытался взлететь, но шасси "кобры" увязло в размокшей после дождей почве...

Памятник в Магерове на месте гибели Михаила Лиховида и Абрама Краснянского.

Летчик отстреливался - в кабине самолета потом нашли стреляные гильзы от пистолета ТТ, а в кармане шаровар Лиховида - пустую обойму.

Был ли Михаил убит прямо у самолета или там, где его потом нашли - метрах в 150 от самолета, без гимнастерки и сапог, неизвестно. Ему прострелили грудь и дважды рубанули по голове холодным оружием6.

А захваченного вместе с ним гвардии младшего техника-лейтенанта Абрама Краснянского - видимо, как "жида" - облили бензином и сожгли заживо.

Холм Славы во Львове.

Гвардии старший лейтенант Михаил Степанович Лиховид похоронен во Львове. 27 июня 1945 года летчику было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем назван жилой квартал Луганска.

Сейчас калининградские поисковики обсуждают с румынской стороной передачу найденных деталей самолета Лиховида в один из российских музеев.

  • 1. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1741.
  • 2. Там же.
  • 3. См.: Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг. М., 2007. С. 772-773.
  • 4. Драбкин А. Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943-1945. М., 2006. С. 311.
  • 5. Быков М.Ю. Указ. соч. С. 773.
  • 6. Голубев Г.Г. Друзья мои, летчики. М., 1986.