Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) открыл выставку, посвященную 160-летию со дня рождения Михаила Нестерова - художника, чью картину "Видение отроку Варфоломею" знает каждый. Именно она когда-то стала сенсацией одной из экспозиций передвижников. Потрясенный Павел Третьяков был впечатлен и приобрел ее для своей коллекции. На слуху у многих - и "нестеровский пейзаж", "нестеровская девушка"... А что за тайны и загадки скрывались за спокойной и умиротворенной кистью художника?
- Творчество Михаила Нестерова видится нам очень спокойным, может быть, даже противоречивым по отношению к сегодняшнему дню. Но это не так, - рассказывает директор РГАЛИ Ольга Шашкова. - Большие женские глаза, изломанные линии березок, сам колорит его картин говорят нам о сложном, мятущемся внутреннем мире творца. Две революции, три войны, смерть жены... Все эти потрясения находили отклик в его живописи.
Одной из главных в творчестве Нестерова была тема смерти. В большой семье его родителей из двенадцати детей выжили только двое: Михаил и его старшая сестра Александра. Будущий живописец и сам еле выжил - отец уже заказал панихиду по тяжело больному младенцу. Но, может быть, спасли молитвы матери.
Раннюю смерть жены Машеньки он пережил тяжело: "Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве". Полгода боролась с болезнью и дочка Оля. Она победила - но художника преследовал этот образ "забинтованной, как Лазарь во гробе" девочки.
На выставке в РГАЛИ представлено, может быть, самое ценное для понимания художника - документы, которые открывают не хрестоматийного Нестерова, а живого человека своего времени. Письма, наброски и эскизы, сделанные им самим фотографии. Один из главных экспонатов - книга воспоминаний "Жизнь прожить - не поле перейти". Тонкие ученические тетради, исписанные аккуратным почерком. Не более ста страниц. Но в них не только сам Нестеров - но и современники, жизнь противоречивой эпохи. Автобиография, увы, осталась недописанной.
- Каждый сохранившийся документ имеет особую ценность, - объясняют кураторы выставки. - Дело в том, что в 1919 году весь творческий архив Михаила Нестерова был похищен из его квартиры, частично пропал, частично разошелся по частным коллекциям.
Вот, например, идет Христос с посохом, а рядом с ним мальчонка - это карандашный эскиз к знаменитой картине "На Руси" ("Душа народа"). Известно, что замысел художник вынашивал десять лет, долго трудился над этюдами. Эту картину Нестеров считал одной из самых важных: "В начале жизни - "Отрок Варфоломей", к концу - "Душа народа".
В другой витрине - нежный акварельный эскиз к росписи Марфо-Мариинской обители "Покров Пресвятой Богородицы". А вот девушка в русском сарафане задумалась на берегу реки. Всего лишь набросок из альбома друга, писателя и литературоведа Сергея Дурылина, но завораживает. Дарственная надпись Нестерова, как признание: "Беспокойный человек думал найти покой в своих картинах, столь не похожих на него самого"...
И все же Нестеров, как никто другой, - художник жизни! Тихой человеческой жизни, незамутненной радости бытия. Все это - в его "Вечернем звоне", "Схимнике", "Тихих водах", "Старце".
Отдельный раздел посвящен храмовой росписи - ей Михаил Нестеров отдал более 20 лет своей жизни. Это не только Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве, но и Владимирский собор в Киеве, и Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге, и многие другие храмы. Во времена гонений общественность обращалась с письмами к правительству: сохранить Покровский собор Марфо-Мариинской обители - напоминая о работах Нестерова как о достоянии великой русской культуры.
Всего на выставке можно увидеть более 130 документов, многие из которых представлены впервые. РГАЛИ ждет тех, кому небезразлично творчество художника, до 30 июня.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем