издается с 1879Купить журнал

100 лет назад в пригороде Москвы пущен первый автобусный маршрут

18 апреля 2024

Автобусы в Москве прижились не сразу. Первая, относительно успешная попытка запустить в городе автобусное движение была предпринята летом 1907 года.

Автобусная остановка в Останкино. 1907 г.

wikipedia.org

Автобусная остановка в Останкино. 1907 г.

Вот как об этом писала 17 июля газета "Московские ведомости": "сегодня открывается первое автомобильное движение между Москвой и Останкино. Устраивает это движение граф А.Д. Шереметев, и он, таким образом, является пионером в организации такого дела в Москве. Предназначенные для общественного пользования автомобили имеют вид 8- и 12-местных линеек с непромокаемым брезентовым верхом. Каждая автомобиль-линейка имеет от 8 до 12 сил. За проезд от Москвы до Останкино или обратно установлен тариф по 15 копеек с человека. Машины будут останавливаться у Камер-Коллежского вала, близ остановок городского трамвая [в Марьиной Роще]".

Граф. А.Д. Шереметев. Журнал "Пожарный". 1892 г. Фото: wikipedia.org

По сути, это было две пригородных частных маршрутки, на которых только в летний сезон дачники могли доехать из Марьиной Рощи в знаменитое имение Шереметевых Останкино и обратно. Вскоре линия была закрыта.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев был незаурядный человек - незаслуженно забытый русский меценат и музыкант-любитель, внук легендарной актрисы Параши Жемчуговой, создатель частного оркестра, начальник Придворной певческой капеллы, свиты Его Величества генерал-майор. Владелец усадеб Останкино, Ульянка, Вороново и Шереметев двор. В 18 лет граф основал первую в России частную пожарную бригаду, позднее продолжил формировать и содержать пожарные команды в губерниях, где находились его родовые имения, и прочно вписал свое имя в историю российской журналистики: до революции издавал на свои средства журнал "Пожарный". А в 1892-1894 годах был первым председателем Российского Пожарного общества.

Пример графа Шереметева оказался заразительным. В мае 1908 года наиболее фешенебельные московские гостиницы приобрели иностранные автобусы, на которых подвозили на вокзал своих постояльцев.

В конце июля того же года Управление городских железных дорог приобрело самодвижущийся омнибус. Он ездил от Театральной до Болотной площади. За время работы он перевез больше 22 тысяч пассажиров и давал ежедневную выручку от 75 до 130 рублей при затратах на эксплуатацию 20 рублей. Но самодвижущийся омнибус довольно быстро вышел из строя. Говорят, виноваты были московские мостовые.

Омнибус на Театралдьной площади. 1908 г. Фото: pastvu.com/Mihalych

В конце 1913 года гласный - некий К.М. Жемочкин - обратился в Думу и ходатайствовал пустить по городу 50 автобусов для перевозки пассажиров. Но управа тогда не захотела создавать конкуренцию линиям городского трамвая. Из-за войны, сначала Первой мировой, затем Гражданской, вопрос с автобусным движением был отложен.

Вернулось к нему Министерство жилищно-коммунального хозяйства (МЖКХ) только в июле 1923 года. Появилась потребность разгрузить наиболее загруженные трамвайные магистрали с помощью автобусов. И, наконец, 18 апреля 1924 года впервые было запущено регулярное движение нескольких импортных и переделанных из грузовиков, самодельных автобусов. Маршрут пролегал не в самом городе, а по дачной линии - от Пресненской заставы до Серебряного Бора.

В черте Москвы регулярные автобусы появились 8 августа того же года. Вот как об этом на следующий день писала газета "Рабочая Москва": "Вчера, в 12 часов в Москве открылось регулярное автобусное движение от Каланчевской площади до Тверской заставы. Весь маршрут длиной в 8 верст разбит на четыре станции и 13 остановок, время в пути - 25-27 минут. По линии курсируют 8 автобусов с интервалом 6-8 минут. В ближайшее время МКХ (Московское коммунальное хозяйство) получает из-за границы еще 8 автобусов, которыми будет обслуживаться вторая линия. Автобус облегчит работу трамвая".

Вид на перекресток улиц Петровка и Кузнецкий мост. 1932 г. Фото: РИА Новости/Борис Игнатович

Первые советские автобусы стали поступать в распоряжение МКХ только в 1929 году. Их выпускал Ярославский автозавод и завод АМО (Товарищество на паях автомобильного Московского общества) в Москве, который в 1931-м был переименован в автозавод им. Сталина (ЗИС).

В 1950-е годы в Москве, из-за снятия трамвайных линий и активной застройки окраин, автобус становится основным наземным общественным транспортом.

Именно об этом времени пишет наш постоянный автор и преданный читатель Анатолий Федорович Батраков. В редакцию он прислал эмоциональный отклик на новость о 125-летии запуска в Москве первого электрического трамвая. Анатолий Федорович вспомнил юношеские годы, в которых и трамваев, и автобусов было предостаточно: "Прочел ваш очерк о 125-летии московского трамвая! Отличный! В 1955 году мы - студенты первого курса истфака МГУ - ездили на учебу на улицу Герцена, д. 5 трамваем из двух вагонов с улицы Черемушкинская д. 15 до остановки "Крымский мост". От нее шли пешком по Волхонке до старого здания МГУ напротив Манежа я - 17-летний провинциал из города Собинка Владимирской области - и участник Великой Отечественной войны Сергей Богомолов. Экономили: жили на мою стипендию. Подметки наших ботинок "сгорали" в две недели. Потом стали ездить на автобусе - стоимость билета 1 рубль 50 копеек: для нашей стипендии тяжелый груз! Билет в трамвае стоил 30 копеек!"