издается с 1879Купить журнал

Карающий меч Сталина: 90 лет назад было образовано НКВД СССР

10 июля 2024

10 июля 1934 года Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР утвердил постановление о создании общесоюзного народного комиссариата внутренних дел. В документе указывалось, что в НКВД будет включена политическая полиция - ОГПУ.

Конвойные войска НКВД оснащались снайперскими винтовками.

Конвойные войска НКВД оснащались снайперскими винтовками.

Кроме того, в созданный наркомат вошли милиция, пограничная служба, войска внутренней охраны, ЗАГСы, исправительные лагеря и пожарные. В большой советской энциклопедии за 1939 год говорится, что в ведении НКВД также находился "надзор за деятельностью низового советского аппарата (то есть мелкими чиновниками), трудовой повинностью (все должны были работать), надзор за культами, общее руководство коммунальным хозяйством" и прочее.

Появление Наркомвнудела СССР стало одним из закономерных итогов нараставшей централизации власти в стране. После начала индустриализации и коллективизации страну лихорадило и власти были вынуждены все сильнее закручивать гайки.

НКВД уже существовал ранее, но на республиканском уровне, и такая система оказалась плохо управляемой. Милицией, основным звеном прежнего НКВД, командовали в каждой республике Советского Союза местные чиновники, к тому же к руководству подключалось ОГПУ.

Прокурор просил расстрелов

Поэтому уже в 1933 году началась подготовка к созданию единого ведомства для "общей охраны революционного порядка и государственной безопасности". В начале следующего 1934 года состоялся XVII съезд ВКП (б), который был назван в советских СМИ "съездом победителей", поскольку на нем огласили весьма впечатляющие итоги первой пятилетки. Также были намечены дальнейшие пути успешного строительства социализма в Советском Союзе.

А через десять дней после съезда на заседании политбюро ЦК ВКП (б) было принято решение об организации союзного наркомата внутренних дел с включением в него ОГПУ. Началась работа по созданию огромнейшего ведомства, в ведении которого сосредоточивалось руководство общим внутренним управлением всей страны. Предложения по организации НКВД должны были подготовить Ягода, Куйбышев и Каганович.

Работа закипела. Уже через одиннадцать дней Генрих Ягода, заместитель председателя ОГПУ, а фактически руководитель этого ведомства, подготовил проект документа о создании НКВД СССР. Сразу же начались дискуссии, уточняющие права и полномочия нового наркомата.

Первый прокурор Советского Союза Иван Акулов внес свои предложения, например, предложив ликвидировать внесудебные "тройки" при ОГПУ, которые могли выносить приговоры вплоть до расстрела. В пример Акулов привел случай с неким кулаком Кондыбой, получившим пять лет концлагеря за побег из спецпоселка. Но выяснилось, что Кондыба не кулак, никуда не бегал, а осудили его не пойми за что. Таких инцидентов хватало.

Также Акулов сетовал на то, что вскрыты случаи неисполнения решений троек ОГПУ о расстрелах врагов народа. Кроме того, прокурор Советского Союза предлагал концлагеря ГУЛАГа и места лишения свободы, которые подчинялись республиканским наркоматам юстиции объединить в одно управление под управлением НКВД.

Под контролем партии

Свое мнение высказывал и Николай Крыленко, бывший тогда наркомом юстиции РСФСР. Под грифом "Совершенно секретно" он писал в записке Сталину: "Если в новый народный комиссариат внутренних дел уйдут из наркомата юстиции управление исправительно-трудовыми учреждениями и управление конвойных войск, что останется от народного комиссариата юстиции? В системе НКЮ останется только суд. Наркомат юстиции делается при такой структуре абсолютно ненужной и излишней надстройкой над судебной системой".

В конце марта был готов проект о сфере действия союзного НКВД. Предусматривалось упразднение судебной коллегии ОГПУ, а все дела должны были направляться в суды и трибуналы. Также при наркоме внутренних дел создавалось особое совещание, имевшее право применять высылку, ссылку, заключение в лагеря до пяти лет и высылку за пределы страны. Видимо, этот документ чем-то не устроил высшее руководство СССР, и в апреле в комиссию по созданию проекта положения об НКВД и особом совещании были включены Сталин и Ежов. Новый наркомат получал все больше прав и политбюро ВКП (б) не собиралось оставаться в стороне.

Уже через неделю Ежов подал записку Сталину с предложением назначать начальников управлений и отделов в НКВД СССР только через ЦК ВКП (б). Уже по этому документу видно, что Ежов противопоставлялся Ягоде. В записке отмечено "С Ягодой не разговаривал".

Пропавшие деньги

НКВД Союза ССР официально был создан только после того, как решение Центрального Исполнительного Комитета утвердило политбюро ЦК ВКП (б). Руководителем наркомвнудела стал Генрих Ягода. Сразу же началась перетряска двух основных структур нового наркомата. Выяснилось, что милиция и ОГПУ финансировались из более чем десяти источников, причем средства тратились на что попало.

Николай Крыленко, народный комиссар юстиции РСФСР, 1933 г. Фото: gettyimages.com

Заместитель начальника харьковского ОГПУ получил 150 тысяч рублей на улучшение бытовых условий своих сотрудников, но те не увидели ни копейки, потому что руководитель тратил их на свои нужды. В милиции Одессы вскрыли хищение 97 тысяч рублей. В Киеве завысили штаты и получали на "мертвых душ" продовольствие. Деньги, изъятые у спекулянтов, исчезали. Вообще выяснились факты, что финансовую отчетность просто сжигали. Новый наркомат начал борьбу со злоупотреблениями в своем ведомстве.

Продолжал бушевать Крыленко. Он был создателем судебной системы СССР, а сейчас, находясь на посту наркома юстиции РСФСР, лишался, после появления союзного НКВД, всякой власти. Крыленко жаловался Сталину, что ему не дали ознакомиться с положением об НКВД, а Ягода ему сказал, что, дескать, надо будет, вас вызовут.

"Наркомвнудел предлагает изъять всю систему исправительно-трудовых учреждений из НКЮ. Это значит - упразднить одну треть наркомата юстиции. Если к этому добавить произошедшее фактически изъятие в порядке оперативного управления прокуратурой Союза управления прокуратурой, в ведении НКЮ остается только суд, на руководство которым претендует Верхсуд Союза. Это есть фактическое упразднение наркомата юстиции", - скандалил Крыленко, чье ведомство растащили на части и ему некем было командовать. Но его уже никто не слушал.

Без права на помилование

НКВД продолжал буквально распухать от учреждений, одно за другим входивших в его состав. В октябре 1934 года исправительные учреждения от наркоматов юстиции были переданы в его состав. В том же месяце появилось и положение об особом совещании при наркоме внутренних дел СССР, которое имело право вынесения внесудебных решений. А в декабре было принято решение по делам о терактах.

Политбюро предложило не задерживать расстрел приговоренных из-за подачи теми ходатайств о помиловании, так как все равно их не будет принимать. Сотрудникам НКВД было велено расстреливать лиц, признанных террористами, сразу после приговора.

В стране наступало время "Большого террора", Сталин все увереннее шел к единоличной власти, зачищая всех несогласных. Созданный наркомат внутренних дел, получивший огромные полномочия и контролировавший буквально все, перешел фактически под полное управление Сталина. Генрих Ягода, исполнявший обязанности наркома и одновременно руководителя главного управления госбезопасности, начал подминать под себя и суды.

Через год после создания НКВД СССР он писал Сталину, что суды потеряли классовую бдительность и нужно обновить и укрепить их состав. Как один из примеров Ягода сообщал о решении Ленинградского областного суда, когда тот оправдал гражданку за ругань в адрес недавно убитого Кирова. Нарком возмущался тем, что суд не признал нецензурные слова контрреволюционной агитацией.

Но и время самого Ягоды подходило к концу. В 1936 году на его место наркома внутренних дел сел Ежов, при котором НКВД приступило, уже без всяких обиняков, к борьбе с собственным народом. Репрессии достигли колоссальных размеров. В результате, Сталин фактически устранил руками НКВД всех действительных и мнимых своих противников в Советском Союзе. Потом был убран и Ежов, и наркомат внутренних дел возглавил Берия.

Кстати, все они - и Ягода, и Ежов, и Берия имели звание "Генеральный комиссар государственной безопасности". Кроме них, оно никому более не присваивалось. Всех троих рано или поздно расстреляли, и никого из них не реабилитировали.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться