Исследователи Юрий Гаркуша, Андрей Новиков и Аркадий Бауло из Института археологии и этнографии СО РАН описали коллекцию миниатюрной антропоморфной скульптуры, собранной археологами в ходе работ прошлых лет на Усть-Войкарском городище, в приполярной зоне Западной Сибири.
Как пишут авторы работы, коллекция была собрана в период с 2012 по 2016 годы. Антропоморфная миниатюрная скульптура была собрана на Усть-Войкарском городище, сообщается в статье, опубликованной в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии".
"Памятник относится к археологическим объектам с мерзлым культурным слоем, обусловившим сохранность предметов из органических материалов, - сообщают исследователи.
Подавляющее большинство скульптурок изготовлено из дерева, две - из листового металла, одна - из лимонитовой конкреции. Выделены четыре основные категории изображений: бюсты, головы, условно полные антропоморфные фигуры, личины на палочках".
Большая часть скульптурных изображений выполнена в традиции обско-угорской иконографии, меньшую можно соотнести со скульптурой самодийского облика. На некоторых фигурах есть дополнительные элементы в виде рядов насечек и изображения ромба.
"По этнографическим данным, их наличие наделяло скульптуры сакральным статусом, - поясняют исследователи. - Основная часть предметов была обнаружена в культурных слоях начала XVI - начала второй трети XVIII века".
Ученые провели сравнительный анализ найденных скульптур с находками, сделанными на других памятниках. Они пришли к выводу, что скульптуры, отличающиеся небольшими размерами, носили сакральный смысл и были связаны с бытовавшими в данном регионе верованиями.
Некоторые из них были атрибутами домашних святилищ. Изученные изображения исследователи разделили на две основные категории: семейные духи-покровители и иттарма - временные вместилища душ умерших.
Иттармы известны по письменным источникам - у хантов и манси это были, как правило, маленькие, нередко свинцовые, фигурки, в которые, согласно верованиям, вселяются души умерших.
Люди верили, что души умерших хранятся в иттармах там до рождения нового человека, достойного их носить. Интересно, что эта традиция не ушла насовсем, более того, в ХХ веке она была расширена в связи с наступлением новых технологий - на иттармы стали наклеивать фотокарточки умерших людей.
Известно, что иттармы изготавливали не только из свинца. Способы изготовления и способы хранения различались у разных генеалогических групп хантов и манси.
Общим было то, что такие куклы символизировали собой временное вместилище души умершего, которое хранилось в доме его семьи на протяжении от четырех до десяти лет, в зависимости от территориальных традиций.
Затем такую куклу "хоронили" где-нибудь в лесу. Впрочем, в научной литературе описываются случаи, когда иттармы не хоронили, а укладывали в берестяную шкатулку и продолжали хранить дома. Более того, такие куклы усаживали за стол, кормили и поили, укладывали спать, в целом относясь к ним как к живому человеку.
Многослойное Усть-Войкарское городище расположено на юго-западе Ямало-Ненецкого автономного округа. Это поселение было местом проживания коренных жителей в эпоху Средневековья - Нового времени.
Ранее та же группа ученых описала найденные на этом же памятнике монументальные деревянные изваяния. В частности, тогда были найдены два уникальных изделия - массивные изваяния с антропоморфными личинами.
Их уникальность заключается в размерах, целостности, хорошей сохранности материала и контексте обнаружения. Было установлено, что изваяния связаны с конструкциями жилых построек - они располагались в основаниях стен у входа в жилище.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем