издается с 1879Купить журнал

Красноярск оказался не готов к возвращению легендарного самолета

17 июля 2024

Реставраторы из Новосибирска заканчивают работы над самолетом "Дуглас" С-47, который без малого 70 лет пролежал в бескрайних полярных снегах на севере Красноярского края. Над тем, чтобы воздушное судно, получившее название "Борт Тюрикова", снова увидело небо, работали специалисты самого высокого уровня.

"Дуглас" С-47 - не просто самолет, это памятник нашим летчикам.

Красноярское краевое отделение РГО

"Дуглас" С-47 - не просто самолет, это памятник нашим летчикам.

Сейчас "Дуглас" практически готов и, по условиям договора, должен вернуться в Красноярск и встать на вечную стоянку, став настоящим свидетелем героизма полярных летчиков. Об этом последние несколько лет в высоких кабинетах красноярских чиновников говорилось много фраз, строились грандиозные планы, разрабатывались головокружительные проекты. Теперь выясняется - возвращаться ему, по сути, некуда. Почему так получилось? В ситуации разбирался корреспондент "Родины".

Сложнейший рейс

…23 апреля 1947 года двухмоторный "Дуглас" С-47 вылетел с мыса Костистый (Таймыр, бухта Кожевникова) в Красноярск. На борту находились 26 пассажиров, 852 килограмма багажа и четыре члена экипажа: командир Максим Тюриков, второй пилот Сергей Аношко, бортмеханик Виктор Писмарев и бортрадист Алексей Смирнов.

Как говорят историки, это был один из переданных СССР в 1942-45 годах по ленд-лизу американских самолетов. В1943-м на фронт машину не отправили, оставили в Енисейской авиагруппе полярной авиации для ледовой разведки. Будущий Герой Советского Союза Михаил Алексеевич Титлов сопровождал на ней караваны судов по Северному морскому пути, за что был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Рейс в тот раз оказался сложнейшим. По пути самолет попал в снежный заряд, как называют синоптики пургу и ливневый снег в Заполярье, и потерял ориентиры. Через пять часов после взлета случилась беда - неисправность двигателя и отказ генератора. 36-летнему Максиму Тюрикову удалось совершить чудо: в немыслимых условиях, на одном моторе, он посадил самолет на обледеневшее болото в чрезвычайно труднодоступном месте, за две сотни километров до небольшого таймырского поселка Волочанка. И стал ждать помощи.

Ко всем несчастьям выяснилось, что разрядилась рация. Бортрадисту удалось подать сигнал, отстукав морзянкой произвольный набор, но услышал ли его кто-нибудь, Тюриков и его команда не знали. И тогда командир вывел химическим карандашом на обшивке самолета, в надежде, что надпись рано или поздно обнаружат: "Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 из Кожевниково в 00.30 вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5.30 вынужденная посадка. Жертв нет".

После этого оставалось лишь ждать…

Шансов почти не было

Через несколько дней три члена экипажа, включая самого Тюрикова, и шестеро пассажиров покинули самолет - официальная версия гласит, что они ушли на поиски ближайшего населенного пункта. Остальные остались на борту. Продукты, хоть и не в больших количествах, у них были, авиационные печки для прогрева двигателей спасали от холода.

Потянулись дни, но помощи все не было. Ушедшие за подмогой тоже не возвращались. Шансов выжить в суровых условиях Крайнего Севера у пассажиров "Дугласа" с каждым часом становилось все меньше. Но люди не сдавались. Фюзеляж самолета стал для них своеобразным бортовым журналом, где они оставляли записи. Эти буквы сохранились на обшивке до сих пор: полустертые, еле видные. "1 мая 1947. Сидим одни. Все на исходе. Неизвестно что нас ждет. Духом никто не падает, все ждем спасения. Праздник встретим весело", - гласит одна из записей.

И спасение пришло - на 19-й день. Как потом выяснилось, самолет искали - но совсем в другой стороне. А через несколько дней поиски было решено свернуть как бесперспективные. Своей жизнью пассажиры "Дугласа" оказались обязаны жене бортрадиста Алексея Смирнова, которая в отчаянии дала в Кремль телеграмму на имя Сталина. Из Москвы пришел приказ: искать до победного. В конце третьей недели после пропажи самолета летчики, "прочесывавшие" тундру, наконец увидели лежащий на снегу "Дуглас" и выбежавших из него людей…

На 19-й день поисков спасатели, наконец, увидели аварийный "Дуглас". Фото: Красноярское краевое отделение РГО

Правда, спасти удалось не всех. Судьба ушедших за помощью троих членов экипажа и шестерых пассажиров так и осталась неизвестной - они пропали без вести.

Существует предположение, что эти шестеро были заключенными. Что случилось после аварии - неизвестно. Возможно, они попытались устроить бунт, и командир "Дугласа" решил увести их подальше в тундру, якобы на поиски жилья, а на самом деле "от греха подальше"? Так ли это, уже не узнать. Поисковым партиям не удалось обнаружить никого. Только в 1953 году охотник нашел останки Максима Тюрикова, опознанного по сохранившимся документам в летном планшете и компасу…

Самолет стремился жить

По словам автора книг по истории авиации Вячеслава Филиппова, идея поднять и перевезти в Красноярск остатки "Дугласа", сделав воздушное судно центром музейной экспозиции, родилась у него еще в далеком 2007-м:

- Представляете, что это за самолет - настоящий памятник! Я и загорелся: ну нельзя его оставлять в вечной мерзлоте на погибель. Но чтобы доставить такую махину в Красноярск, почти за две тысячи километров, силы и средства нужны огромные. Как быть? К счастью, проектом заинтересовались в Русском географическом обществе. Полтора года готовили экспедицию по эвакуации "Дугласа". Дорог к тем местам - никаких. К тому же выяснилось, что самолет лежит на территории заповедника.

Следом другой вопрос встал - как разбирать технику? Документации на воздушные суда такого типа, разумеется, не сохранилось, всю информацию пришлось искать буквально по крупицам. Долго подбирали команду специалистов, часть необходимых инструментов выписывали из Америки. При этом нам повезло. Думали, что самолет может оказаться сильно пораженным коррозией, так, что придется разрезать. Однако старый самолет будто бы сам стремился, чтобы его поскорее восстановили. Все прошло на удивление легко.

Как потом пояснили специалисты, арктический холод северных широт "законсервировал" машину, и она избежала разрушений, вызванных течением времени.

На родину через 70 лет

Эвакуация легендарного самолета началась летом 2016 года. В состав экспедиции вошли 15 человек, среди которых были опытные механики, спасатели, инженеры, а также экипаж вертолета Ми-8 авиакомпании "АэроГео". Самолет разобрали на семь частей - фюзеляж, центроплан, два двигателя, крылья. Потом при помощи вертолета воздушное судно по частям доставили на баржу, которую сотрудники Енисейского пароходства подвели в реку Пясина, в 300 километрах от места падения. Оттуда уже "Дуглас" отправился в Дудинку, а затем по Енисею в Красноярск.

В связи с масштабом работ эвакуацию пришлось разделить на два этапа. Сам самолет был вывезен из тундры в 2016 году, а его крылья - годом позже, в 2017-м. Вторая часть эвакуации проходила в холодное время года, в сложнейших метеорологических условиях. И была выполнена успешно: крылья "Дугласа" доставили без повреждений.

В городе на Енисее прибывший самолет и участников экспедиции по его спасению встречали с небывалым ажиотажем: весть о беспрецедентной спасательной операции, аналогов которой в России еще не было, разлетелась не только по стране - по всему миру. А на месте вынужденной посадки участники экспедиции "Дуглас ждет!" установили памятник с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности.

К слову, беспрецедентная эпопея с эвакуацией "Дугласа" получила заслуженную награду. В 2018 году этот проект Красноярского краевого отделения Русского географического общества выиграл Премию РГО. В номинации "Экспедиция по России" победителем была признана "Борт Тюрикова. Возвращение". Объявление победителей состоялось в Кремле. Премию председателю Красноярского краевого отделения РГО Игорю Спириденко вручил лично Владимир Путин.

В процессе реставрации. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

Профессионал спешит на помощь

Однако в том состоянии, в котором "Дуглас" находился после возвращения домой, оставлять его было нельзя. Требовался даже не капитальный ремонт, а тщательное, кропотливое воссоздание всех деталей самолета. Кое-что красноярским специалистам удалось выполнить самим.

Так, вместе с крупными деталями с места аварии было вывезено большое количество мелких обломков, инвентарных вещей и деталей радиооборудования. Все это было сохранено. Своими силами Русское географическое общество провело частичное восстановление отдельных элементов самолета. Например, умельцы полностью реставрировали основное шасси самолета и блок управления радиокомпаса, кроме того удалось восстановить вилку хвостового колеса, которая была переломлена пополам при аварийной посадке. А дальше потребовалась помощь профессионалов.

В качестве партнера выбрали компанию "Геликоптер" из Новосибирска. Она располагается на территории аэродрома Мочище и имеет профессиональный опыт восстановления раритетной авиатехники. Здесь уже реставрировали самолеты По-2, Як-12, Ил-14 и вертолеты Ми-1, Ка-26 и Ми-6.

Мечты о парке

- Восстановительные работы подходят к концу, - рассказал корреспонденту "Родины" понятийный руководитель аэродрома Мочище Александр Осокин. - Единственная проблема - мелкие детали, которые нам обещали прислать из Америки - это же самолет их производства - но, к сожалению, из-за нынешней ситуации обещание свое не выполнили.

Однако мы уже придумали, как обойти эту проблему. В конце июля у нас на аэродроме состоится красочное ежегодное авиашоу. В нем обязательно примет участие и "Дуглас". Летать, конечно, он уже не будет, но борт с такой легендарной историей зрителям все равно будет очень интересен.

Когда "Борт Тюрикова" отправлялся на реставрацию, место для его стоянки по возвращению уже определили. Да какое - остров Молокова (бывший Телячий)! Когда в 1934 году было принято решение о создании гидроавиабазы и авиаремонтных мастерских в Красноярске, строительство развернулось именно здесь. Спустя год красноярский летчик Василий Сергеевич Молоков был удостоен звания Героя Советского Союза за спасение челюскинцев, и в том же году остров Телячий с уже построенным Красноярским авиаремонтным заводом был переименован в остров Молокова. А в современные дни здесь решено было построить парк-музей Севера, где именно "Борт Тюрикова" стал бы главным экспонатом.

Согласно проекту парка, раскинувшегося на территории 16 гектаров, для посетителей было заготовлено много удивительных открытий. В центре, месте, где в свое время зарождалась красноярская полярная авиация, должно было расположиться само здание музея, где каждый сможет узнать историю покорения Арктики. А рядом, под огромным стеклянным куполом, - тот самый легендарный "Дуглас".

В мае 2017 года состоялась закладка первого камня в основание музея, проект получил широкую общественную поддержку на всех уровнях и большой общественный резонанс. И…все.

После торжественной закладки камня в основание парка Севера на острове Молокова не было сделано решительно ничего. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

Ясности нет

…Когда несколько лет назад автор этих строк разговаривала с инициатором экспедиции по возвращению "Борта Тюрикова" Вячеславом Филипповым, он был в восторге от идеи парка-музея, считая, что его главное предназначение - в просветительстве, ведь именно Красноярск стал в свое время родоначальником полярной авиации. Тем более, что достаточно улиц в краевом центре названы именами легендарных летчиков. Но много ли мальчишек и девчонок знают сейчас, кто такие были Михаил Водопьянов, Анатолий Алексеев, Илья Мазурук, Анатолий Ляпидевский, тот же Василий Молоков?..

"Или взять знаменитых первопроходцев высоких широт: Фритьофа Нансена, Руала Амундсена, Николая Урванцева, Георгия Ушакова, Отто Шмидта, Ивана Папанина… Поэтому я считаю, что память замечательных исследователей красноярского Крайнего Севера должна быть увековечена именно здесь", - был убежден автор книг по истории авиации.

Сейчас у Вячеслава Филиппова энтузиазма гораздо меньше, ведь судьба легендарного "Дугласа" остается по-прежнему не решенной.

После торжественной закладки камня в основание парка Севера на острове Молокова не было сделано решительно ничего. По официальным данным, из-за недостатка средств на строительство комплекса. По неофициальным - потому что у участка на месте будущего парка-музея внезапно появились собственники. И они, разумеется, совершенно не склонны устраивать на бесценной в денежном выражении земле в центре города никакого музейного просвещения.

В итоге, на сегодняшний день у края, прославившегося когда-то своими полярными полетами, сейчас нет возможности даже на то, чтобы построить самолету специальный прозрачный ангар.

- Нет никакой ясности с "Дугласом", - констатирует Вячеслав Филиппов. - Где ему выделят место, соорудят ли над ним купол? Если оставить отреставрированный самолет под открытым небом, это его "убьет". А ведь и в возвращение "Борта Тюрикова" из тундры, и в его реставрацию были вложены огромные спонсорские деньги. Да и сам "Дуглас" - это же не просто самолет, а это памятник нашим летчикам. А значит, обращаться с ним нужно достойно и бережно.

Максим Тюриков был настоящим воздушным асом.

К слову, как сообщили корреспонденту в краевом министерстве культуры, вопрос с размещением "Борта Тюрикова" по его возвращении из Новосибирска "находится в проработке". Однако никаких подробностей сообщить не смогли.

Его школой стал Север

Командир "Дугласа" С-47 Максим Тюриков был настоящим воздушным асом. Летчик окончил Хабаровскую школу пилотов, прошел армейскую службу. Во время войны служил в полярной авиации Главсевморпути, а после войны стал командиром корабля 26-го транспортного авиаотряда Красноярского управления гражданского воздушного флота. Его летный стаж составлял почти 15 лет, причем половина пришлась на суровые условия Севера.

Награжден орденом Красной Звезды (1944 г.), знаком "Почетный полярник" (1943 г.), медалями "За оборону Советского Заполярья", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". В 1947 году незадолго до трагического полета командиру экипажа "Дугласа" исполнилось 36 лет.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться