Максим Меньшиков из Института археологии РАН описал фрагменты керамики, которые были обнаружены в ходе археологических работ в 2010-2011 годах на территории горного кластера застройки объектов Олимпиады в Сочи 2014 года. Отличительной особенностью артефактов является тамга - родовой знак.
Работа исследователя опубликована в сборнике "Полевой дневник", изданном Институтом археологии РАН. В ходе превентивных археологических работ были изучены в основном памятники, расположенные на северном склоне хребта Аибга, правый берег реки Мзымта.
Пять памятников содержали материалы II тысячелетия нашей эры. В Средние века и Новое время данная территория была заселена этнической группой ахчипсху или ахчипсы. Несмотря на значительную труднодоступность территории и удаленность от моря, этот народ поддерживал тесные связи с адыгскими племенами прибрежной зоны и племенами Северного Кавказа.
По окончании Кавказской войны местное население отказалось перейти под власть русского правления и частично осело в Турции, а частично расселилось по окрестным землям.
"Этническая группа ахчипсху являлась носителем собственного диалекта, но не имела письменности, - сообщает Максим Меньшиков. - В качестве знака права собственности вместо подписи в регионе активно применялась тамга".
Тамга - это символ, своего рода знак собственности. В исследовании ученый провел анализ 33 изображений тамг на керамической посуде. В статью включены и находки, сделанные в предыдущие годы у подножия горы Ачишхо и в районе поселка Ахштырь.
По словам Меньшикова, есть основания полагать, что все найденные фрагменты со знаками являются частями столовой посуды и представляют две ее разновидности: чаши и кувшины с ручкой.
Сами тамги исследователь разделили на шесть условных групп. К первой отнесена тамга, представляющая собой косой равноконечный крест. Данный символ имеет самое широкое распространение.
Вторая группа - тамга в виде песочных часов или двух треугольников, соединенных вершинами. Тамга в виде вытянутого креста (удлиненная вертикальная перекладина в центре пересекается с горизонтальной, которая в два или более раз короче вертикальной) отнесена к третьей группе.
В четвертую включена тамга в виде стрелы, направленной вверх. Такое изображение было встречено лишь на двух экземплярах ручек кувшинов. Пятая группа - это свастика, лучи вращения которой направлены вправо. Такое изображение было зафиксировано на стенке чаши, на двух ручках кувшинов из сборов и на стенке сосуда.
"Во всех случаях в каналах рисунка прослежены следы зубчатого штампа, - отмечает исследователь. - Близкий по морфологии, но отличающийся по пропорциям символ был обнаружен в 1974 году среди знаков на камнях кладки башни и стен на Хумаринском городище в ходе раскопок Кузнецова".
В последнюю, шестую группу были включены тамги, встреченные в единичном экземпляре. Эта группа представлена шестью уникальными изображениями, причем в некоторых случаях тамги сохранились не полностью.
По мнению исследователя, тамги ахчипсху были вписаны в общую систему знаков собственности населения региона, они были за ними закреплены и были знакомы соседям.
"Несмотря на труднодоступность высокогорного региона, ахчипсху поддерживали родовые и военные контакты с соседними племенами, регулярно ходили в набеги на северный склон Кавказских гор, - пишет ученый.
Из этого следует, что использование сходных тамгообразных знаков разными, но не родственными при этом племенами было маловероятно в регионе".
В 1869-1874 годах сухумское полицейское управление провело пофамильную опись тамг. Но в нее не попало большинство знаков, которые массово встретились исследователям на территории племени ахчипсху в ходе археологических раскопок.
"Это подтверждает, что к моменту проведения описи владельцы наиболее массовых тамг в микрорегионе были уже выселены со своей территории и в основном покинули рубежи западной Абхазии", - считает автор научной статьи.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем