На северо-западе Югры, в поселке Березово, трехвековая "биография" которого связана с важными историческими персонами и событиями императорской России и СССР, приступили к археологическим раскопкам на месте былого расположения здешней Спасской башни и острожной стены.
Первая задача: получить качественную трехмерную модель фрагмента крепостного сооружения. Вторая: воссоздать его в реальную физическую величину на этой же площадке вместе с березовской усадьбой XVIII столетия. И тогда это станет первой на территории Западной Сибири достаточно достоверной реконструкцией части древнего укрепленного селения.
Вековой маршрут: Санкт-Петербург-Березов-Москва
Прежде напомню, чем известен, необычен и привлекателен Березов - один из первых русских городов за Уралом (современное Березово - поселок городского типа с 1954-го). Заложена крепость в 1593-м. Название не оригинальное, воеводы-основатели позаимствовали его у хантов, местных обитателей, их поселение "Сумгутваш" в переводе на русский означало: "Березовый город". Отсюда и изображение берез на гербе.
В свое время Березов был центром уезда - самого большого за Уралом. Да и сейчас Березовский район по территории затмевает многие регионы. К примеру, его площадь почти вдвое превышает площадь Московской области. Край жестоких холодов (райцентр расположен неподалеку от границы Ямало-Ненецкого округа), топей, лесотундры, сибирских таежных джунглей.
Как и 330 лет назад, в теплые месяцы поселок не имеет сухопутной связи с Большой землей. Летом сюда либо самолетом, либо по воде: сначала по магистральной трассе - Оби, затем по ее притоку - Северной Сосьве. Регулярное пассажирское речное сообщение отлажено. Почти каждую неделю пристает круизный теплоход, курсирующий между Тобольском, Сургутом, Салехардом.
В последний его заход туристы, преимущественно путешественники из Центральной России, москвичи, попали как раз на начало раскопок. Они донимали археологов расспросами и снимали селфи. Что забавно, при желании приезжие могут воспользоваться услугами такси, в коем недостатка в 7-тысячном поселке нет - в любой конец доставят за пару минут и сотню рублей.
К единой энергосистеме Березово подключили чуть более десяти лет назад. До этого поселок обеспечивала электричеством автономная генерация - газотурбинная станция. Благо, месторождение, считай, под ногами. Обнаружили его в некоторой степени случайно. Не обошлось без разрушительной аварии на буровой с мощнейшим выбросом газа. Адский гул, слышимый за десяток километров от скважины, многих березовцев напугал до смерти. Открытие осени 1953 года признано эпохальным в истории разведки и добычи углеводородных ресурсов в Советском Союзе: немало тогдашних экспертов считали, что за уральским хребтом нет приличных запасов ни газа, ни нефти.
Не будь подземной кладовой, Березово, имевшее в 1953-м статус села, вполне вероятно, с оттоком молодых быстро бы захирело (накануне Второй Мировой в нем жили всего 830 человек). Через десять лет, в 1964-м, сюда переселяется из еще пущей глухомани семья Семена и Антонины Собяниных. У них трое детей, младшему, Сергею, 8 лет. После окончания Березовской средней школы он покидает родительский дом, поступает в технологический институт.
В последующем, после слесарной, инженерной и комсомольской работы в Челябинске, административной - в Когалыме, его карьера, как известно, сложилась блестяще: председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа, глава комитета в Совфеде, губернатор Тюменской области, руководитель Администрации президента, вице-премьер правительства РФ, мэр Москвы.
Ровно триста лет назад по указу Петра Первого в Березове устроили тюрьму-острог для государевых преступников особой значимости. Уголок для изоляции - идеальный. Даже если ускользнуть от стражи, бежать-то некуда, сотни верст до столбовых дорог самостоятельно не преодолеть. Казалось, природные стены непреодолимы.
Когда Льва Троцкого отправили в ссылку - "на вечное поселение" - в Обдорск (нынешний Салехард), и жандармы сделали остановку в Березове, они за ним и другими конвоируемыми зорко не присматривали: полагались на благоразумие, кто задумает вырваться - сгинет. Тем паче зимой. Однако тот продумал хитроумный, хотя и весьма рисковый план побега. Не без поддержки сочувствующего человека, единомышленника. На оленьей упряжке. Побег совершил с большими приключениями, выбравшись в итоге за границу.
Насколько известно, то была первая и единственная успешная попытка осужденного лица самовольно покинуть Березов. Черт его знает, как сложилась бы судьба Троцкого, предводителя октябрьского переворота, не решись он в феврале 1907 года на эту авантюру.
Сомнительно, что, приказывая отправлять "избранных" преступников за две с половиной тысячи верст от столицы в край вечной мерзлоты, первый император мыслил наказать таким образом своего любимца, друга, едва ли не самого приближенного к трону человека. Пусть в тот год, 1724-й, Меншиков попал в опалу - был смещен с постов генерал-губернатора Санкт-Петербурга и президента Военной коллегии, возможности влиять на действия высшей власти он не потерял. И вскоре, после смерти Петра, сполна воспользовался этим, де-факто став править империей.
Трагическая ссылка Александра Даниловича с семейством в Березове, нахождение некогда самого богатого и самого титулованного в стране человека в роли бесправного простолюдина, первого в России академика, писать так и не научившегося, его кончина и утерянное захоронение, унесенное, возможно, своенравной, подмывающей берега сибирской рекой, - история отдельная. Как и (вот ирония судьбы державного размаха) история ссылки в Березов другого несостоявшегося теневого правителя - князя Алексея Долгорукова, интригами "сместившего" Меншикова.
Третий высший сановник, погребенный в Сумгутваше, - Андрей Остерман, сподвижник Петра I, вице-канцлер и первый кабинет-министр Российской империи.
В отличие от могущественных царедворцев, избежали кончины в Березово ссыльные из числа декабристов - Иван Фохт, Андрей Ентальцев, Алексей Черкасов.
В начале 20-х годов позапрошлого столетия в местном уездном училище занимался Петр Ершов, будущий автор "Конька-Горбунка": его отец тогда нес службу земского исправника Березовского округа.
Докопаться до кремля
Может возникнуть вопрос: стоит ли огород городить в небольшом отдаленном поселке, который общедоступным не назовешь? А именно, есть ли резон продолжать исследовать культурный слой, реставрировать сохранившиеся объекты старины, воспроизводить ее посредством новодела?
Однако историко-культурный фундамент Березово - один из самых заметных и привлекательных на всем пространстве Западной Сибири. Здесь стараются бережно относиться к прошлому. Есть ряд примечательных памятников минувших веков, и относительно недавно появившихся. В новом музейном здании насыщенная экспозиция, тут уже два десятилетия проводят всероссийские Меншиковские чтения.
Исторический центр и основные достопримечательности примыкают к высокому живописному берегу, выходят на него. Завораживает, погружает в созерцание ландшафт природного парка с лиственницами, коим не одна сотня лет. Автор этих строк 5 или 6 раз прилетал в Березово, и всегда с неизменным удовольствием бродил по историческим тропинкам.
- Да, Березово - не Сургут, основанный всего-то годом позже, но давным-давно утративший памятники далекого прошлого. Это крупный современный город, похожий на множество других. Березово, где нет массовой и высотной застройки, обликом своим, атмосферно мало изменилось. Именно здесь имеется возможность воспроизвести один в один, максимально близко к оригиналу, часть острога на родном для него месте.
Благодаря предыдущим раскопкам в границах посада мы создали 3D-модель березовской усадьбы XVII-XVIII веков. Благое дело превратить ее в физический объект, наполнить дом соответствующими той эпохе предметами. Что касается башни, то ориентировочно мы неплохо себе ее представляем: большой сруб-четверик с широким входом и высокой башней со сторожевой вышкой. Но важно уточнить детали, отдельные элементы постройки, расположение, - рассказывает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра югорской археологии и этнографии Сургутского госуниверситета Георгий Визгалов.
Он руководитель проекта "Березовский кремль: ожившая история", с которым и связаны начавшиеся раскопки. В его команде семь специалистов. Пятеро - из городов Югры: археологи Анна Скуйбида, Мария Еременко, лаборант Наталья Казанцева, директор некоммерческой историко-культурной научной организации "Сибирское наследие" Алсу Дозморова, геодезист Андрей Гоман. Художник Александр Кухтерин - тюменец, а художник-реконструктор Андрей Вербовский добирался из Донецка. В земляных работах занята группа молодых жителей поселка.
Вот какой комментарий дала "Родине" Алсу Дозморова:
- Проект, значимый для туристической отрасли нашего региона, для исторической науки и исторического просвещения, реализуем благодаря убедительной победе в конкурсе Фонда президентских грантов. После завершения раскопок, анализа полученной информации и ее сопоставления с данными архивных документов приступим к созданию графической и трехмерной цифровой моделей.
Результаты презентуем на научных конференциях, обнародуем на публичных интернет-ресурсах. Что внушает оптимизм: новый глава района позитивно воспринял проект, на недавней встрече с нами подчеркнул, что заинтересован в сохранении объектов исторического наследия.
Поблизости от раскапываемой площадки, с которой аккуратно сняли газонный дерн, - каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он построен на месте сгоревшей в 1764-м году церкви, срубленной с участием Александра Меншикова, где он был и церковным старостой, и пономарем. Согласно некоторым сведениям, погребен близ алтаря. Как бы то ни было, могила утеряна. О ней лишь сохранились противоречивые легенды. Зато в земле покоятся масса предметов, останков строений времен царских переворотов и ссылок.
- Погружаемся вглубь времени. Уже найдено изрядное количество различных артефактов. На днях ожидаем очередную группу туристов. Подготовим для них информационный стенд, дабы было понятно, что мы ищем и ради чего, - говорит Георгий Визгалов.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем