Музей Андрея Рублева, который находится в стенах Андроникова монастыря, пытается добиться справедливости в суде: из-за благоустройства прилегающей территории и расширения железной дороги древней обители необходима реставрация.
Андроников монастырь основан в 1350-х годах и назван именем ученика Сергия Радонежского. В Спасо-Андрониковом монастыре принял монашеский постриг Андрей Рублев - его роспись можно видеть в Спасском соборе. Это древнейший храм Москвы за пределами Кремля.
После революции монастырь закрыли, а позднее здесь разместили Центральный музей древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева - крупнейшее собрание древнерусских икон.
Благоустройство вокруг древних стен проводили еще в 2021 году, но, очевидно, с нарушениями, на которые указывают в музее. К тому же в том же 2021-м расширили железную дорогу, которая проходит вблизи монастыря. И все это сказалось на грунте и, соответственно, стенах, которые пошли трещинами. Дирекция музея обращалась в префектуру Центрального административного округа, в госучреждение "Автомобильные дороги", которое благоустраивала сквер, в РЖД.
В итоге все дошло до суда. Трещин сейчас насчитывается более сотни - на стенах, башнях, Одностолпной трапезной палате начала XIV века, церкви Михаила Архангела конца XV века…
Однако на прошлой неделе Арбитражный суд Москвы полностью отказал Музею Андрея Рублева в иске к РЖД, "РЖДстрою" и "Мосводоканалу" по делу о причинении вреда объекту культурного наследия федерального значения, которым является архитектурный ансамбль бывшего Спасо-Андроникова монастыря.
Геотехнический мониторинг поврежденных строений проводила компания "Инженерная геология исторических территорий". Все трещины, которые обнаружили специалисты, были указаны в исковом заявлении, как и информация о существенной осадке грунта, которая в разы превышает допустимые пределы.
Слушания по делу начались 19 августа этого года. А уже 24 сентября Музей Рублева получил категорический отказ в удовлетворении искового требования.
- Оно стало для нас неожиданным и необъяснимым, ведь инициатива проведения независимой судебной экспертизы исходила как раз от судьи Надежды Хаустовой. Более того, никто из ответчиков не отрицал, что проведенные обследования показывают просадку грунта, которая вызвала деформацию несущих конструкций зданий и сооружений на холме, где стоит весь архитектурный комплекс, - сказал директор Музея Андрея Рублева Михаил Миндлин корреспонденту "Родины".
РЖД и "Мосводоканал" согласились с просьбой суда привлечь в качестве соответчика непосредственно разработчика проекта и исполнителя работ. По словам Миндлина, судья логично предложила независимую экспертизу для определения виновных. И потом сама же отказала в удовлетворении иска.
- Сейчас есть резолютивная часть, но нет мотивировочной, на основе чего собственно вынесено решение. Как только у нас будет это решение, мы подадим апелляцию, - сообщил директор Музея Андрея Рублева.
Проблема еще и в том, что признай ответчика суд сейчас, проблему оперативно решить бы все равно не получилось, потому что ничего делать без разработки проекта реставрации нельзя. А его разработка специальной организацией займет не меньше года.
- Трещины в стенах и строениях Андроникова монастыря - пока самая малая проблема, связанная с расширением железнодорожных путей, - отметил координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин в разговоре с корреспондентом "Родины". - За время их расширения мы потеряли два исторических дома на Бассманных улицах - ими пожертвовали для выемки, что предназначалась для железнодорожного полотна. Мы потеряли Каланчевский виадук 1910-х голов - его просто заменили на железобетонную конструкцию, не имеющую художественного смысла. Теперь рискуем потерять и Андроньевский путепровод через Яузу 1860-х годов.
По словам Рахматуллина, в городе приниципиально не хотят ставить под государственную охрану инженерные сооружения, по крайней мере действующие:
- Например, даже после отказа от расширения путепровода на площади Тверской заставы и его ремонта он так и не был официально признан памятником архитектуры. Каланчевский путепрвовод, как я уже сказал, утрачен. Остается нетронутым Сыромятнический тоннель: надеемся, его удастся сохранить.
Удастся ли сохранить стены и строения Андроникова монастыря от новых трещин, неизвестно. Пока, как говорят в Музее Андрея Рублева, визуально ситуация стабилизировалась. Осталось выяснить, кто ответит за то, что изначально все было сделано не по уму. Если ответит, конечно: можно ведь сослаться на древность. Стены, мол, старые, а трещины - от времени...
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем