издается с 1879Купить журнал

115 лет назад родился Николай Баранов - главный архитектор блокадного Ленинграда

27 ноября 2024

Архитектор, педагог, Народный архитектор СССР (1972) Николай Варфоломеевич Баранов родился 27 ноября (14-го по старому стилю) 1909 года на станции Старосельце (сегодня это польский город Белосток) в семье железнодорожного рабочего. Учился в Ленинградском институте гражданских инженеров (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) и в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. В 1934 году Баранов защитил диплом и получил звание архитектора-художника. Через три года он стал ассистентом и доцентом Ленинградского инженерно-строительного института.

Николай Варфоломеевич Баранов (1909-1989).

wikipedia.org

Николай Варфоломеевич Баранов (1909-1989).

Николаю Варфоломеевичу не было еще и 30, когда его назначили Главным архитектором Ленинграда. Баранов был первым, кто занял эту должность - раньше в архитектурной жизни Ленинграда ее не существовало. Первое, чем занялся молодой архитектор в новом качестве - было озеленение города. Ему он в течение всей своей карьеры Главного архитектора уделял особое внимание. Даже сегодня в Петербурге не высаживают столько деревьев и кустов, сколько было высажено при Баранове.

Николаю Варфоломеевичу достался, пожалуй, самый тяжелый период в современной истории города: война, блокада, первые послевоенные годы. Когда началась Великая Отечественная война, первоочередной задачей стала маскировка Ленинграда с воздуха. Помимо этого, Баранов проводил детальную зарисовку исторических зданий, а также возглавлял аварийно-восстановительные работы после разрушений, нанесенных немецко-фашистскими оккупантами в Ленинграде, Колпине, Кронштадте, Пушкине, Петродворце и Павловске. Архитектор занимался проектированием и строительством оборонительных рубежей на подступах к Ленинграду и в самом городе.

Противотанковые надолбы на Московском шоссе в районе Средней Рогатки в Ленинграде. 1941 г.
Противотанковые надолбы на Московском шоссе в районе Средней Рогатки в Ленинграде. 1941 г. Фото: РИА Новости

В декабре 1941 года в Ленинграде очень не хватало дров для отопления военных госпиталей, больниц и детских учреждений. Поэтому рассматривался вопрос о частичной вырубке деревьев в садах и парках города. Но Баранов предложил вместо этого пустить на дрова множество утилитарных деревянных построек. Были разобраны аттракционы, киоски, павильоны, деревянный стадион имени Ленина и часть деревянных домов на окраинах. В результате, удалось заготовить вдвое больше дров, чем планировалось получить от вырубки парков.

Во время блокады у Николая Баранова были и куда более печальные обязанности. В феврале 1942 года начались работы по санитарной очистке города. Во время нее по всему городу были найдены тысячи трупов людей, погибших от голода в квартирах и в снегу на улицах. Их надо было немедленно захоронить.

Николай Баранов признавался: "Война и блокада непостижимым образом сблизили меня с городом. Я всегда любил Ленинград, но теперь эта любовь приобрела новое качество. Так, родители, спасшие тяжело больного ребенка, любят его еще сильнее".

Медного всадника укрывают мешками с землёй и песком, обшивают бревнами и досками. 1941 г.
Медного всадника укрывают мешками с землёй и песком, обшивают бревнами и досками. 1941 г. Фото: РИА Новости/Израиль Озерский

Среди ужасов войны были у архитектора и мирные дела. Например, по его инициативе, в 1943 году на базе бывшего Училища технического рисования барона Штиглица было воссоздано специальное Архитектурно-художественное училище (сегодня это Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). Также Баранов внес предложение вернуть 20 площадям и улицам города их исторические дореволюционные названия. Так что именно благодаря Николаю Варфоломеевичу у гостей и жителей северной столицы сегодня есть возможность гулять по Дворцовой площади, Невскому проспекту и Садовой улице.

Блокадной мечтой Баранова, которая стала осуществляться уже в послевоенные годы, была реконструкция архитектурного ансамбля вокруг Финляндского вокзала. Во время войны этот район был сильно разрушен. Поэтому для начала надо было расчистить склады и подъездные пути к бывшей пристани. Затем уже на правом берегу Невы архитектор спроектировал новую площадь, которая напоминала по своей архитектурной композиции и габаритам площадь Декабристов (Сенатскую).

Баранов стал автором принципиально нового послевоенного генерального плана Ленинграда. Его главная идея, которая актуальна и по сей день, заключалась в том, чтобы "развивать город к морю". Именно Баранов первым заговорил о необходимости сделать Ленинград полноценным приморским городом с выразительным морским фасадом. Построенный в формах позднего советского модернизма, морской фасад Ленинграда стал одной из визитных карточек города 1970-х - 1980-х годов. Но принять участие в его создании Баранову уже не удалось.

Схема развития центра Ленинграда в сторону моря. 1960-е гг.
Схема развития центра Ленинграда в сторону моря. 1960-е гг. Фото: Музей при Российской академии художеств

Он был осужден по "Ленинградскому делу", отстранен от должности Главного архитектора, исключен из рядов ВКП(б) и Союза архитекторов и выслан в Среднюю Азию. Решение об отстранении Баранова от должности было принято на заседании бюро Горкома ВКП(б) 14 декабря 1949 года.

Многие его проекты были закрыты или в них были внесены принципиальные изменения. Больше всего "досталось" Финляндскому вокзалу. Изящный проект Баранова был заменен новым, не таким выразительным зданием. Под новый проект даже заложили фундамент. "Только после возвращения в Ленинград в 1954 году мне… удалось добиться пересмотра неудачного проекта, но фундаменты уже были заложены, и они могли выдержать вес башни на пятьдесят метров ниже запроектированной ранее, а общую высоту главного корпуса удалось поднять только на четыре метра. Это не могло не ухудшить архитектурный облик площади", - позже сокрушался Николай Баранов.

Здание Финляндского вокзала. 1966 г.
Здание Финляндского вокзала. 1966 г. Фото: РИА Новости/А. Скороспехов

Архитектор вернулся в Ленинград после смерти Сталина. Но работать в любимом городе ему фактически не давали. Поэтому вскоре он уехал в Москву. В златоглавой Баранов добился успеха как вице-президент Академии архитектуры, зампред Комитета по гражданскому строительству и архитектуре СССР и профессор МАРХИ.

Последним же его крупным проектом в Ленинграде стал Спортивно-концертный комплекс на 25 тысяч зрителей на проспекте Юрия Гагарина. Его строительство длилось в течение 1970-х. В новом зале должны были проводиться все виды спортивных состязаний кроме водных, а также киносеансы, концерты и массовые собрания. Для своего времени комплекс выглядел прогрессивно: крыша из стальной мембраны, натянутой на опорное кольцо; трибуны-трансформеры; возможность залить два хоккейных поля одновременно. В 1979 году зал был открыт как Спортивно-концертный комплекс им. Ленина.

Николая Варфоломеевича Баранова не стало 20 апреля 1989 года. Похоронен Главный архитектор блокадного Ленинграда на Кунцевском кладбище в Москве.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться