На Урале создают три исторических креста из горного хрусталя для музея "Исаакиевский собор" Петербурга. Они находились в венчающей части иконостаса храма Воскресения Христова - Спас на Крови. И бесследно исчезли после Великой Октябрьской социалистической революции.
Один из крестов специалисты уже изготовили - самый большой. И сотрудники музея побывали в Екатеринбурге, Челябинске и Златоусте, где и приняли работу. Элементы убранства выполнены с высочайшей точностью и требуемой детализацией для сохранения подлинной красоты и величия.
Нужно отметить, что работа эта нелегкая. Дело в том, что никаких обмеров и авторских чертежей архитектора Альфреда Парланда, а именно по его проекту и строился храм-памятник, не сохранилось. Остались только исторические фотографии Карла Буллы. Эти снимки он сделал в 1907 году. От них и отталкивались.
Кресты изначально были выполнены из полудрагоценных камней и являлись настоящими произведениями искусства. В большом кресте было 114 камней, в малых - 110 различной величины. Все это вычислили по сохранившимся историческим фотографиям. С учетом перспективных искажений определили размер крестов. Большой достигал высоты в 120 сантиметров, два малых - по 92.
Куда бесследно делись кресты, так и остается загадкой. Да и сам великолепный собор Спас на Крови покрыт мистическими тайнами. Храм построили в память о гибели Александра II, его смертельно ранили 1 марта 1881 года. И на этом же самом месте и заложили собор.
Его высота - 81 метр, что соответствует году гибели императора, высота одного из куполов - 63 метра. В этом возрасте императора убили. Место ранения внутри храма отмечено сенью на четырех колоннах, под которыми находятся камни и земля, обагренные кровью Александра II.
Православные всегда верили, что храм оберегает от бед и защищен древними знаками. Это символы равносторонних крестов на кокошниках окон. Советские власти в 30-40-х годах прошлого столетия хотели несколько раз уничтожить храм. Но мешали всякие обстоятельства. Удивительный по красоте собор Спаса на Крови выстоял и сегодня является визитной карточкой Санкт-Петербурга.
А уральские мастера продолжают работу над еще двумя историческими крестами из горного хрусталя. Все они займут свое историческое место.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем