издается с 1879Купить журнал

165 лет назад родился титан батальной живописи - художник Николай Самокиш

25 октября 2025

Выдающийся художник-баталист, действительный член Императорской Академии художеств (1913), заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), лауреат Сталинской премии второй степени (1941) Николай Семенович Самокиш родился 25 октября (13-го по старому стилю) 1860 года в городе Нежин Черниговской губернии в семье почтальона Семена Самокиша.

Николай Семенович Самокиш в студии. 1910-е

wikipedia.org

Николай Семенович Самокиш в студии. 1910-е

Семья Николая Семеновича жила бедно. До школы мальчик воспитывался дедушкой - черниговским казаком Дмитрием Ивановичем Сеником, жившим неподалеку. В доме деда будущий титан батальной живописи с большим интересом рассматривал предметы военных лет и картинки с изображением военных действий. Позже Самокиш признавался: "…Здесь впервые заговорило во мне желание рисовать войну, лошадей, пушки, дым и оружие…".

О том, что у Николая Самокиша есть живописный талант стало понятно еще во время его учебы в гимназии при Нежинском юридическом училище. Юноша решился отправиться в столицу, чтобы поступить в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Это ему удалось сделать со второй попытки.

Так Самокиш переехал в Петербург, чтобы полностью погрузиться в учебу. И успехи не заставили себя ждать. Учебные работы Николая Семеновича были удостоены семи медалей Академии. За свою первую батальную картину "Возвращение войск на родину", написанную в 1881 году, Самокиш получил малую золотую медаль. За дипломную же работу 1885-го года "Возвращение русской кавалерии после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году" молодой художник получил большую золотую медаль и звание классного художника первой степени.

После окончания Академии Николай Семенович отправился в Париж, где в течение трех лет продолжал совершенствовать свое мастерство под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В то же время много путешествовал по Европе: побывал в Германии, Бельгии, Италии, Греции, Испании. В 1888 году ездил на Кавказ собирать материал для картин, заказанных Кавказским военно-историческим музеем. В итоге, художник создал три полотна: "Сражение при Авлиаре", "Баталия при речке Иори" и "Защита Наурской станицы". Эти работы прославили его как талантливого баталиста.

Н. Самокиш. Возвращение русской кавалерии после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году. 1885
Н. Самокиш. Возвращение русской кавалерии после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году. 1885 Фото: wikipedia.org

В 1889 году Николай Самокиш женился на известном иллюстраторе, ученице Василия Верещагина Елене Судковской. Порой супруги работали вместе. Например, оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания "Мертвых душ" Гоголя.

В 1890 году Николай Самокиш был удостоен звания академика живописи за работу "Табун маток Ново-Томниковского конного завода". Тогда же его картины увидел и высоко оценил наследник престола - будущий император Николай II. Самокиш был высочайше рекомендован Военному министерству Российской империи. В обязанности художника отныне входило зарисовывать маневры и историю кавалерийских полков. Спустя годы живописец отмечал в своих дневниках: "И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок". Кроме этого, Николай Самокиш в эти же годы получил возможность сопровождать великих князей во время их путешествия по Индии. Итогом поездки стали 456 оригинальных рисунков.

Н. Самокиш. Плакат "Бега на Семеновском плацу". 1900-е
Н. Самокиш. Плакат "Бега на Семеновском плацу". 1900-е Фото: НЭБ

Николай Семенович рисовал пером много иллюстраций и, помимо славы баталиста, приобрел еще известность как художник-иллюстратор. Его произведения даже экспонировались на международных выставках в Мюнхене, Брюсселе, Копенгагене. Опыт иллюстрирования пригодился ему через несколько лет, когда в мае 1904 года, по заданию редакции журнала "Нива", он отправился на фронт Русско-японской войны. Там ему удалось подготовить целый альбом с зарисовками с полей сражений и из тыловой жизни солдат.

Помимо альбома, Самокиш привез с фронта акварели, фотоснимки и коллекцию военного снаряжения. На основе этих материалов в дальнейшем он создал несколько живописных полотен. Самым масштабным из которых стала картина "Ляоян. 18 августа 1904 года", посвященная битве русских с японцами в северо-восточном Китае.

Николай Самокиш преподавал почти всю жизнь. Еще в 1894-м его пригласили в Рисовальную школу вести рисунок и живопись. По учебному пособию Самокиша "Рисунок пером" до сих пор учатся отечественные художники-иллюстраторы С 1911 года живописец начал преподавать в батальной мастерской Академии художеств. Через два года стал ее действительным членом. А еще через два года, в начале Первой мировой войны, вновь уехал на фронт со своими учениками. Это был уникальный случай в истории искусства - художественная практика прямо на полях сражений. В общей сложности этим художественным отрядом было выполнено около 400 рисунков.

Н. Самокиш. Из альбома "1904-1905. Война. Из дневника художника". 1905
Н. Самокиш. Из альбома "1904-1905. Война. Из дневника художника". 1905 Фото: НЭБ

В Академии художеств Самокиш преподавал до 1918 года, пока Совнарком РСФСР не упразднил старую Академию и не создал на ее базе Государственные свободные художественные мастерские. По состоянию здоровья в том же году художник был вынужден уехать в Крым. Сначала он поселился в Евпатории, где им было написано более 30 картин. Также в первые годы советской власти и во время Гражданской войны, чтобы как-то выжить Николая Семенович занимался военно-оформительской работой, преподавал рисование в школе, помогал в оформлении рабочих клубов и красных уголков.

Когда в 1921 году стало совсем тяжело, Самокишу помог председатель Чрезвычайной комиссии - молодой художник Ян Бирзгал. Он зачислил именитого баталиста в штат сотрудников ЧК и впоследствии способствовал его переезду в Симферополь, где Николай Семенович продолжил заниматься живописью, книжной и газетной иллюстрацией. Его рисунки появлялись в газете "Красный Крым" и во многих украинских журналах.

В своей квартире в Симферополе живописец открыл художественную студию, задачей которой была поддержка талантливой молодежи. В 1937-м она была преобразована в Государственное среднее художественное училище, которое сейчас носит имя Николая Семеновича Самокиша.

Н. Самокиш. Автопортрет. 1930-е
Н. Самокиш. Автопортрет. 1930-е Фото: Аукционный дом "Северинъ"

В 1938 году художника пригласили руководить батально-исторической мастерской Харьковского художественного института. Каждый год зимние месяцы он проводил в Харькове, а остальное время - в Симферополе.

Советская власть ценила талант и достижения Николая Семеновича. Еще в середине 1930-х Самокиш был назначен главным консультантом при создании масштабного художественного проекта - панорамы "Штурм Перекопа". К сожалению, панорама не сохранилась: во время эвакуации фондов Симферопольского художественного музея в начале Великой Отечественной войны она сгорела в Керченском порту вместе с другими экспонатами. А в 1941 году за картину "Переход Красной армии через Сиваш" (1935) художник был удостоен Сталинской премии СССР второй степени.

Во время Великой Отечественной войны Самокиш оставался в Симферополе. Последние годы его жизни еще мало изучены. Одно известно наверняка - жил живописец в то время трудно. Победы Николай Семенович не дождался. Прославленный художник умер 18 января 1944 года, за несколько месяцев до освобождения Крыма. Похоронен он на 1-м Гражданском (Старорусском) кладбище в Симферополе.

Н. Самокиш. Плакат "Гда сабля красная взвилась...". 1941
Н. Самокиш. Плакат "Гда сабля красная взвилась...". 1941 Фото: НЭБ


Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться