издается с 1879Купить журнал

140 лет назад родился художник-бунтарь Владимир Татлин

00:01

Мастер художественного эксперимента, бунтарь в искусстве, поклонник Пабло Пикассо, родоначальник советского конструктивизма и автор самого известного памятника Третьему интернационалу художник Владимир Татлин родился 28 декабря (16-го по старому стилю) 1885 года в Москве в семье потомственного орловского дворянина, инженера-технолога Евграфа Никифоровича Татлина.

Владимир Евграфович Татлин. 1916

РИА Новости

Владимир Евграфович Татлин. 1916

Рано оставшись без матери, маленький Владимир какое-то время жил с отцом и мачехой. При этом они часто переезжали. Ведь Евграф Никифорович служил на государственных железных дорогах. В очередной раз они переехали в Харьков, где Владимир Татлин поступил в реальное училище. Там будущий художник начал изучать основы рисунка и живописи. Его первым учителем стал живописец, ученик Карла Брюллова - Дмитрий Бесперчий (Безперчий).

Отношения с мачехой у Татлина не сложились. В итоге, еще будучи подростком, он сбежал из дома. Владимир добрался до Одессы и устроился юнгой на торгово-пассажирский пароход, плывущий по маршруту Одесса-Варна-Стамбул-Ризе-Батум и обратно.

В Москву Татлин вернулся, когда ему исполнилось 17 лет. В 1902-м он поступил по конкурсу в первый класс общеобразовательного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но буквально через год был отчислен за низкую успеваемость и плохое поведение. Татлин был вынужден перебраться в дом отца в Харькове, а летом ездил в Железноводск лечиться от малокровия.

После смерти Евграфа Никифоровича молодой человек решил поступить "матросским учеником" в Одесское училище торгового мореплавания. Во время обучения он совершил свое второе в жизни плавание. Но матросом Татлину было стать не суждено. Он бросил Одесское училище и в сентябре 1905-го поступил в Пензенское художественное училище им. Н. Селиверстова, которое славилось тем, что в нем преподавали знаменитые живописцы того времени. Директором училища был академик живописи Константин Савицкий. Владимир Евграфович успешно закончил учебу и получил диплом художника с правом преподавать рисование, черчение и чистописание.

М.Ф. Ларионов. Портрет Владимира Татлина. 1913
М.Ф. Ларионов. Портрет Владимира Татлина. 1913 Фото: commons.wikimedia.org

Во время очередных летних каникул в Москве он познакомился с молодым художником-авангардистом Михаилом Ларионовым. Его творчество заметно повлияло на стиль начинающего живописца. Благодаря Ларионову Татлин стал посещать собрания художников творческих объединений "Мир искусства", "Ослиный хвост", "Бубновый валет", а также встречи поэтов-футуристов, на которых присутствовали Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Их бунтарский отказ от старых ценностей, эпатаж и скандальные театральные постановки были близки Татлину. В конце 1909 года - еще до получения диплома об окончании художественного училища - Владимир Евграфович дебютировал как художник на третьем салоне журнала "Золотое руно" в Москве.

С этого момента закипела его активная творческая жизнь: Татлин участвовал в выставке общества "Союз молодежи", посещал семью Бурлюков, знакомился с поэтами из группы "Гилея" и художниками из общества "Союз молодежи", оформлял постановку народной драмы "Царь Максемьян" в московском "Литературно-художественном кружке", вошел в состав кружка "Ослиный хвост", участвовал в выставках общества "Бубновый валет" и работал над сценографическим циклом к опере "Жизнь за царя" для выставки "Мир искусства". У Владимира Евграфовича появилась собственная мастерская на Остоженке.

Татлин на выставке русского искусства в Берлине. 1914
Татлин на выставке русского искусства в Берлине. 1914 Фото: commons.wikimedia.org

В начале 1914 года Татлин отправился в Берлин, где сыграл в ансамбле бандуристов на выставке русского народного искусства. Воспользовавшись случаем, художник отправился еще и в Париж. Во французской столице он нанес визит самому Пабло Пикассо. Эта встреча двух талантов обросла немалым количеством легенд и стала особенно знаменательной для Татлина.

Поездка за границу помогла Владимиру Евграфовичу окончательно понять, что в изобразительном искусстве уже произошла революция. Фундамент нового искусства состоял из трех понятий - материал, объем, конструкция -, объединенных в одно художественное направление - конструктивизм. Осознав это одним из первых, Татлин начал работать над собственным произведением в новом стиле - контррельефом, который представлял собой абстрактную объемно-пространственную композицию из меди, железа и дерева.

Февральская революция 1917 года застала Владимира Евграфовича в Петрограде. Художник принял ее с восторгом. Через некоторое время Татлин был назначен председателем Московской художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, а затем Отдела материальной культуры. Ему было поручено создать проект памятника Третьему интернационалу. С большим энтузиазмом художник приступил к выполнению этого задания, ведь у него и у самого уже возникала идея возвести величественное здание-памятник Октябрьской революции.

В конце 1919 года у Татлина уже был готов проект под названием "Памятник III Коммунистического Интернационала". В ноябре 1920-го модель "Памятника" впервые была продемонстрирована в Москве на выставке, приуроченной к VIII Съезду Советов. Внешне памятник напоминал башню. Несущую конструкцию Татлин вынес наружу, а функциональные помещения из стекла подвесил внутри нее один над другим: куб, пирамиду, цилиндр и полусферу.

Владимир Татлин (стоит в центре) с ассистентами работает над макетом башни. 1920
Владимир Татлин (стоит в центре) с ассистентами работает над макетом башни. 1920 Фото: commons.wikimedia.org

Куб предназначался для проведения конференций съездов; цилиндр - для всемирного исполнительного комитета; в пирамиде должны были находиться СМИ; а в верхней полусфере - синематограф. При этом, согласно задумке Владимира Евграфовича, все помещения вращались вокруг своей оси с разной скоростью. Здание, которое получило неофициальное название "Башня Татлина", стало визитной карточкой советского конструктивизма. В 1925 году макет башни отправился на Всемирную выставку искусства в Париже, где произвел настоящий фурор.

Но, к сожалению, новаторский проект Татлина воплотился лишь в макете из дерева и металла. Руководители страны башню не оценили: Троцкому она напомнила каркас недостроенного здания, а Ленин вообще назвал ее уродливой. Осознание того, что его проект не будет претворен в жизнь, очень расстроило художника. Он решил попробовать реализовать свой творческий потенциал в других сферах: работал дизайнером, театральным художником, много преподавал.

Фрагмент советской экспозиции на Международной выставке декоративных искусств в Париже с моделью башни Татлина. 1925
Фрагмент советской экспозиции на Международной выставке декоративных искусств в Париже с моделью башни Татлина. 1925 Фото: Национальный музей Республики Татарстан

В конце 1920-х - начале 1930-х годов, параллельно с преподавательской работой в Высшем художественно-техническом институте в Москве, Татлин занимался вторым своим знаковым проектом - махолетом-орнитоптером (летательным аппаратом, приводимым в движение мускульной силой человека). Создавал он его в своей новой мастерской в колокольне Новодевичьего монастыря. Всего было изготовлено три экземпляра "Летатлина", как остроумно назвал аппарат друг художника поэт Велимир Хлебников.

"Летатлин" был исполнен из гнутого дерева, тканевых бинтов, алюминия и кожи. У него был 10-метровый размах крыльев. Аппарат должны были поднять в воздух под Звенигородом, но пробный полет так и не состоялся: при транспортировке было повреждено крыло. Месяц спустя сломанный "татлинский" аппарат подвесили под потолком Московского музея изобразительных искусств. В настоящее время один уцелевший экземпляр "Летатлина" выставлен в экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в подмосковном Монине.

"Летатлин", безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер
"Летатлин", безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер Фото: Виталий Карпов / РИА Новости

В январе 1931 года Владимиру Евграфовичу было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. А в 1932-м состоялась его первая персональная выставка. Первая и последняя прижизненная. Советское искусство окончательно "вырулило" на дорогу соцреализма, а Татлин так и остался "стоять на обочине". "Художник, умерший за 20 лет до своей смерти", - так позже писали о нем критики.

В. Татлин. Эскиз костюма к спектаклю "Дело". 1939
В. Татлин. Эскиз костюма к спектаклю "Дело". 1939 Фото: Театральный музей имени А.А. Бахрушина

В 1930-1940-х годах Владимир Евграфович был вынужден вернуться к сценографии. Он занимался оформлением спектаклей "Дело" в Центральном театре Красной Армии и "Кронштадт" для Театра им. Ленсовета, в 1941 году начал оформление спектакля "Глубокая разведка" для МХАТ. Ему же принадлежала сценография спектаклей на военные темы: "Синий платочек", "Пропавший без вести", "Далекий край" для Центрального детского театра.

Владимира Евграфовича Татлина не стало 31 мая 1953 года. Урна с его прахом находится в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.

Судьба же наследия Татлина сложилась парадоксально. Несмотря на то, что многие его работы утеряны или уничтожены, интерес к творчеству одного из крупнейших представителей русского авангарда год от года только набирает обороты. Проводятся многочисленные ретроспективные выставки, проекты художника реконструируются и цитируются другими художниками.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться