30.10.2024 13:45
"Родина"

В Третьяковской галерее открылась главная выставка года - "Передвижники"

Текст:  Екатерина Зайцева
30 октября в новом корпусе Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, 12 открылась выставка "Передвижники". Ей прочат славу центрального выставочного проекта этого года. Неспроста! Только представьте себе, под одной крышей собраны около 150 произведений, абсолютное большинство из которых прекрасно знакомы нам всем еще со школьной скамьи.
/ Екатерина Якушева
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Здесь и "Грачи прилетели" Саврасова, и "Охотники на привале" Перова, и "Утро стрелецкой казни" Сурикова, и "Христос в пустыне" Крамского, и его же "Неизвестная", и, конечно, "Над вечным покоем" Левитана. И это далеко не полный список представленных на выставке легендарных полотен.

"С одной стороны, хорошо, что они такие известные. С другой стороны, их окружает очень много штампов. Тогда мы уже и не задумываемся о смыслах, которые изначально вкладывали художники в свои произведения. Одна из главных задач выставки как раз и заключалась в том, чтобы освободить от этих штампов наследие Товарищества передвижных художественных выставок", - подчеркнула на пресс-брифинге Татьяна Львовна Карпова, заместитель генерального директора по научной работе.

Выставка "Передвижники" в Третьяковской галерее

Куратор выставки, заведующая отделом живописи второй половины XIX - начала XX века Татьяна Витальевна Юденкова добавила: "В обыденном сознании передвижники - это в основном художник-жанристы, которые любили бытовой жанр и активно развивали социально-политическое направление. Это, конечно, так, но было в изобилии и другое искусство. Внутри этого движения формировались новые стилистические тенденции. Передвижники зародили ростки символизма, импрессионизма, неорусского стиля".

Для открытия именно этой выставки поводов было много. Во-первых, 155 лет со дня основания Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), без ведущих мастеров которого - Василия Перова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Исаака Левитана, Николая Ге, Виктора Васнецов, Николая Ярошенко и других - судьба отечественной живописи была бы иной. Их творчество сегодня - это уже общепризнанная классика русского искусства. Во-вторых, это первый за последние 50 лет такой масштабный проект, посвященный творчеству передвижников. Ведь последняя подобная выставка в Третьяковской галерее прошла в начале 1970-х годов.

Еще одним инфоповодом стало долгожданное открытие нового корпуса ГТГ. Здание, чем-то напоминающее парижский Лувр, получилось грандиозным: много воздуха, света и интересных архитектурных решений. Для такого яркого проекта, как "Передвижники" - экспозиционное пространство выбрано идеально.

/ Екатерина Якушева

К тому же, не стоит забывать, о фигуре Павла Третьякова и о том, что расцвет творчества передвижников совпал с периодом зрелости его коллекции. Произведения ТПХВ сыграли важную роль в формировании собрания Третьяковской галереи. Так что открывшейся выставкой музей еще и напоминает посетителям о своих истоках. Недаром среди 15 музеев-участников все же большинство экспонатов "переехало" из постоянной экспозиции исторического здания ГТГ.

Грандиозная выставка "Великий Карл" открывается в Русском музее

Устав Товарищества передвижных художественных выставок был подписан в 1870 году. ТПХВ стало самой мощной, самой долгоиграющей творческой организацией в России. За время своего существования Товарищество провело 48 выставок, на которых экспонировалось около 10 тысяч произведений. Около 560 художников в разные годы имели отношение к этой организации. Выставки начинались, как правило, в Санкт-Петербурге. Затем переезжали в Москву. А после отправлялись в путешествие по городам России.

В 1870-1890-е передвижники лидировали на художественном рынке страны, были символом всего самого передового и талантливого. Их имена не сходили с полос газет и журналов, а посещаемость выставок работ передвижников с каждым годом неуклонно росла. В конце 1870-х постоянным посетителем ТПХВ был даже император Александр III, приступивший к созданию музея русской живописи - будущего Русского музея в Санкт-Петербурге.

/ Екатерина Якушева

На открывшейся в ГТГ выставке все великолепие "передвижного искусства" представлено в двух больших разделах. Первый - визуально выделен серо-бордовыми тонами на стенах и посвящен именно полотнам, участвовавшим в передвижных выставках. При входе зрителя встречает полотно Алексея Саврасова "Грачи прилетели" - главная работа Первой передвижной, открывшейся 28 ноября 1871 года в залах петербургской Императорской Академии художеств. А рядом с это картиной расположен необычный арт-объект: одноименная скульптура современного художника Николая Полисского. Выполненные из темного дерева, немного наивные фигурки грачей как будто передают "привет" передвижникам из XXI века.

Проект "Грачи прилетели" Полисского создан в рамках фестиваля "Архстояние-2008" совместно с мастерами парка "Никола-Ленивец". Это единственная работа скульптора, обращенная к конкретному произведению искусства и являющаяся прямой цитатой, но при этом сохранившая творческий почерк мастера. "Нам было очень важно присутствие современного искусства", - отметила Татьяна Юденкова.

/ Екатерина Якушева

Второй раздел выставки, исполненный в насыщенном васильково-синем цвете, называется "Выход в XX век. Передвижники вне ТПХВ". Он строится на работах художников, бывших членами ТПХВ или экспонентами, но, по разным причинам, "выпавших" из передвижничества. Это Серов, Коровин, Суриков, Юон, Нестеров, Рябушкин и не только. Именно они были теми, кто двинул русское искусство в сторону Серебряного века и авангарда.

В Москве открылась выставка ""Маскарад" М.Ю. Лермонтова на театральной сцене"

Чтобы у посетителей была возможность получить новые эмоции и по-иному взглянуть на уже очень хорошо известные произведения, каждый из разделов экспозиции был поделен на подразделы. Среди них: "Идея личности", в котором представлены портреты творческой интеллигенции, чиновников, предпринимателей, представителей великосветской знати и императорской семьи; "Пейзаж", еще раз убеждающий зрителя в том, что передвижники создали наиболее достоверный и при этом обобщенный образ русской природы; "Женский вопрос", остро волновавший общественное сознание на рубеже веков и нашедший свое отражение в творчестве передвижников; "Мир детства", в котором детская тема в живописи, благодаря передвижникам, вышла на новый уровень. Они увидели в ребенке личность, обладающую независимым сознанием и духовным потребностями.

Но, пожалуй, одним из главных в экспозиции стал подраздел "Между реальностью и метафизикой". В него вошли полотна, посвященные размышлениям о судьбах России через ее историческое прошлое и современность. Здесь также представлены работы, в которых художники обращались к евангельской проблематике.

/ Екатерина Якушева

Такая классификация полотен передвижников стала "фишкой", уникальной особенностью этого проекта, поскольку до этого принцип экспонирования работ участников Товарищества был в основном монографический.

К выставке "Передвижники" подготовлен не только богато-иллюстрированный альбом-каталог, но и обширный мультимедийный проект. Он рассказывает о сложностях организации выставок; о том, как решались вопросы транспортировки и экспонирования картин; что писала о Товариществе столичная и провинциальная критика; с какими проблемами сталкивались художники; а также, кто были их главные коллекционеры.

Выставка "Передвижники" - это большое и важное художественное высказывание, проект, который войдет в историю русской культуры. Его нельзя пропустить. Посетить выставку можно до 6 апреля 2025 года.

Реликвии