Литье колоколов на Руси всегда имело особое, почти сакральное значение. А если колокол был еще и выдающихся размеров, то его отливка и отделка становились важным городским событием. Создание легендарного "молчуна", грандиозного Царь-колокола превратилось в событие государственного масштаба и прочно вошла в историю отечественного литейного дела. Колокол обрел свое последнее пристанище на территории Московского Кремля. Хотя изначально своим звоном он должен был славить время царствования императрицы Анны Иоанновны. Ведь именно она в июле 1730 года приказала его отлить. Официально колокол назывался Успенским.
У этого знаменитого Царь-колокола были предшественники, правда, гораздо менее известные. Первый из них отлили еще в начале XVII века. Находился он на Ивановской площади и весил около 30 тонн. Колокол исправно звонил почти 50 лет, пока не разбился из-за сильного пожара в Москве. Следующий гигант весом в 130 тонн был отлит в 1645 году. При его изготовлении использовали металл, оставшийся от первого колокола. Второй царь-колокол также был поврежден при пожаре.
И вот пришел черед Царь-колокола от Анны Иоанновны. Сначала выполнение столь масштабной и ответственной задачи планировалось поручить иностранным специалистам. Российским представителем во Франции было сделано щедрое предложение парижскому "королевскому золотых дел мастеру и члену Академии Наук" Жерменю. Однако он, узнав, чего от него хотят, отказался наотрез. В итоге отлить гигантский колокол взялись русские мастера: потомственный литейщик Иван Федорович Моторин и его сын Михаил.
Подготовка длилась три года. По уже сложившейся традиции, часть металла на новый колокол была взята у его предшественника. Изготавливать Успенский колокол было решено прямо в Кремле. Для этого на Ивановской площади для формовки изделия вырыли яму 10 м глубиной, построили 4 литейные печи и устройство для подъема кожуха. Работы начались в январе 1733 года. Каждая печь вмещала до 50 тонн металла, затем из нее по специальным кирпичным желобкам он должен был поступать в литейную чашу формы. Над колоколом в общей сложности трудились почти 200 человек.
Наконец, после завершения всех подготовительных работ, 26 ноября 1734 года в Успенском соборе была проведена торжественная служба и получено церковное благословение на создание колокола. Началась плавка металла.
Но первый блин оказался комом. 28 ноября 2024-го года исполняется ровно 290 лет с тех пор, как во время первой попытки отлить Царь-колокол сломались две литейные печи из четырех - металл стал вытекать на землю. Чтобы не допустить дальнейшей утечки и отремонтировать печи, Иван Моторин рискнул и выпустил плавку в запасные "печуры". Но во время этого процесса произошел взрыв, уничтоживший почти все деревянные конструкции.
После первой неудачи к новой отливке смогли приступить только через 3 месяца. За это время произошло еще одно печальное событие - внезапно скончался Иван Моторин. Завершить проект предстояло его сыну - Михаилу.
Чтобы наверняка избежать возможного пожара, литейщики поставили вокруг печей 400 человек с пожарными трубами. Плавка продолжалась более часа и на этот раз прошла без происшествий. За отливку Царь-колокола Михаил Моторин получил 1000 рублей вознаграждения и ранг цехмейстера литейных дел.
Изготовление Царь-колокола весом более 200 тонн и высотой более 6 метров было успешно завершено 25 ноября 1735 года. Когда металл остыл, начались чеканные работы: на колокол скульптором Федором Медведевым и другими мастерами был нанесен богатый декор. Изделие украсили рельефные парадные портреты Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, медальоны с изображением Спасителя, Богородицы и святых, имена авторов Царь-колокола. Все это время колокол стоял на железной решетке в яме, над которой было сделано деревянное перекрытие.
Весной 1737 года работы по художественному оформлению Царь-колокола подходили к концу. Совсем скоро его "голос" уже должен был зазвучать над Москвой. Но, по роковому стечению обстоятельств, в мае того же года случился печально известный Троицкий пожар, принесший много вреда городу. Деревянная постройка над ямой, в которой находился Царь-колокол, загорелась, и в нее стали падать горящие бревна. Из-за опасений, что колокол может расплавиться, на него стали лить холодную воду. Резкая смена температур привела к появлению трещин. По одной из версий, именно тогда у Царь-колокола и откололся 11-тонный кусок. Согласно другой версии, осколок образовался уже при попытке поднять колокол из ямы. В любом случае, к поврежденному изделию интерес был потерян. И его оставили в яме почти на целое столетие.
За это время было создано несколько проектов по подъему колокола, но ни один из них не был осуществлен. К яме даже стали водить экскурсии для желающих своими глазами увидеть самый большой колокол в стране. Поступали предложения восстановить его, но у такого "восстановленного" Царь-колокола звучание было бы дефектным. И от этой идеи тоже отказались - молчащий он был лучше, чем фальшивящий.
Наконец, в 1836 году было решено поднять колокол из ямы и установить его на специальный постамент. Проект подъема и установки разработал архитектор Иван Мироновский, а постамент создал французский архитектор Огюст Монферран - автор Александровской колонны и Исаакиевского собора в Петербурге.
На подготовительные работы ушло полгода. Когда сложнейшая операция по подъему Царь-колокола была завершена, его успешно водрузили на постамент рядом с колокольней Ивана Великого. Здесь он стоит до сих пор. На постаменте была закреплена памятная доска с текстом: "Колокол сей вылит в 1733 году повелением государыни императрицы Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею Благочестивейшего государя императора Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день".
Кстати, приставку "Царь" колокол получил не только из-за своих внушительных, "царских" размеров, но и потому, что Монферран увенчал его державой - символом царской власти.
Царь-колокол ни разу не использовали по назначению, но это не помешало ему стать одной из главных достопримечательностей столицы.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем