Собирание книг - традиция, зародившаяся еще в Древней Руси и получившая особое распространение в XVIII веке. В то время в богатых аристократических домах появился обычай создавать домашние библиотеки. Но такие частные книжные собрания не могли способствовать наращиванию в России слоя образованных "государственных людей". А потребность в нем ощущалась уже на самом высоком уровне.

НЭБ
С. Галактионов. Императорская публичная библиотека. 1818
Проблему не решило и появление в первой половине XVIII века государственных ведомственных библиотек (Академии Наук, Академии художеств). Поэтому чуткая к веяниям времени императрица Екатерина II "не оставила обратить прозорливого внимания своего и на такой не достававший еще в России важный источник народного просвещения, который составляют публичные государственные библиотеки или открытые для всех книгохранилища". 27 мая (16-го по старому стилю) 1795 года по указу Екатерины II была создана Императорская публичная библиотека, целью которой стало "общественное просвещение россиян". (В современной России 27 мая ежегодно отмечается Общероссийский день библиотек.) Библиотека как национальное книгохранилище должна была олицетворять мощь Российского государства и приверженность императрицы идеалам Просвещения.
Российской публичной библиотеке, по примеру европейских, предстояло стать "собирательницей всех российских книг и рукописей". Причем имелись в виду не только все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, но и выпущенные на русском языке за границей, а также книги о России, изданные на иностранных языках. Важным отличием нашей библиотеки от зарубежных было то, что она создавалась как общедоступная. А значит, посетить ее могли все желающие. Конечно, был очевидно, что таким правом могли воспользоваться далеко не все, ведь большую часть населения России тогда составляли малограмотные крестьяне. Но на тот момент было достаточно уже одного стремления сделать книжные богатства страны общедоступными для ее жителей.

В день подписания указа о создании библиотеки Екатерина II высочайшим повелением одобрила и представленный архитектором Егором Соколовым проект ее здания. Это было первое в России здание, предназначенное именно для библиотеки. Место для него выбрали в центре столицы, при пересечении улицы Сенной (Большой Садовой) с Невским проспектом. Строительство началось в июне 1795 года. За возведением здания библиотеки пристально следила Екатерина II, регулярно заслушивавшая доклады о ходе строительства. Деньги на него, кстати, отпускались Кабинетом по "изустным именным указам" императрицы. В соответствии с одним из них было решено дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для наблюдения за звездным небом императрица передала в пользование будущим посетителям телескоп известного английского астронома Уильяма Гершеля.
Одновременно с возведением здания библиотеки начали формироваться и ее фонды. По распоряжению императрицы, летом и осенью 1795 года сначала на подводах из Варшавы до Риги, а затем морем в Санкт-Петербург была доставлена книжная и рукописная коллекция братьев Залуских, ставшая основой иностранного фонда Императорской Публичной библиотеки. Екатерина II планировала объединить это собрание с уже находящимися в распоряжении Императорского двора Эрмитажной библиотекой, личными собраниями Вольтера, Дидро, а также президента Петербургской Академии наук Иоганна Корфа. Но этой задумке суждено было воплотиться в жизнь не раньше 1860-х годов.

Позднее из Парижа привезли знаменитое рукописное собрание чиновника российского посольства, коллекционера и библиофила, собирателя древнеславянских и восточных рукописей, писем западных ученых и писателей XVI-XVIII веков Петра Дубровского. Именно с этого собрания в 1805 году в библиотеке возникло особое хранилище - "Депо манускриптов". Вскоре оно пополнилось ценнейшими памятниками древнерусской письменности, среди которых были Остромирово Евангелие (1056-1057) и Лаврентьевская летопись (1377) - древнейший список начальной русской летописи.
Строительство и обустройство Императорской Публичной библиотеки заняло почти двадцать лет. К сожалению, Екатерине II не суждено было увидеть реализацию своей грандиозной задумки. Императрицы не стало в ноябре 1796-го. А с приходом к власти Павла I строительство здания библиотеки и подбор книг были приостановлены. Продолжились они только благодаря хлопотам и настойчивости мецената графа Александра Строганова, назначенного в то время главным директором императорских библиотек.
В 1808-м Строганов выбрал себе в помощники по управлению библиотекой археографа и библиофила Алексея Оленина. Именно он, после смерти Строганова, был назначен директором Публичной библиотеки. Оленин в 1809 году составил первое в России пособие по библиотечной классификации. 14 октября 1810 года Александр I утвердил "Положение об управлении Императорской Публичной библиотекой", составленное Михаилом Сперанским на основе доклада Оленина. Этот первый российский библиотечный законодательный акт содержал пункт об обязательной доставке в библиотеку двух бесплатных экземпляров любой печатной продукции, издаваемой в России.
Олениным был также разработан и первый устав Публичной библиотеки, утвержденный 23 февраля 1812 года. В уставе был прописан штат ее сотрудников: 7 библиотекарей, 7 помощников, хранитель рукописей и его помощник, 2 писца и 13 сторожей. Открыть библиотеку планировалось в 1812 году, но из-за начала войны с Наполеоном самая ценная часть ее собрания была эвакуирована в Олонецкую губернию. Торжественное открытие Императорской Публичной библиотеки состоялось 14 января (2-го по старому стилю) 1814 года и было приурочено к первому посещению ее императором Александром I. На торжественной церемонии открытия присутствовали известные деятели искусства и просвещения: поэт Гавриил Державин, писатель-баснописец Иван Крылов, художник Орест Кипренский и многие другие. В первый год работы в Публичную библиотеку записалось 329 читателей, которым была выдана 1341 книга.

Новый этап развития библиотечного дела в России пришелся на 1850-е годы. Тогда читательская аудитория выросла в несколько раз за счет разночинной публики. В библиотеку гораздо более активно, чем раньше стали поступать книжные дары. К 1864 году в Императорской Публичной библиотеке было собрано около 90% всех изданий на русском языке.
Небывалый наплыв читателей требовал создания большого читального зала. Для него, по проекту архитектора Василия Собольщикова, был выстроен специальный корпус. Читателей ждали такие новшества, как постоянное дежурство библиотекарей в читальном зале, организация "справочного стола", появление печатных каталогов и путеводителей, увеличение часов работы читального зала с 10 утра до 9 вечера. Окончательно восторжествовал принцип общедоступности библиотеки. Среди ее посетителей становилось все больше выходцев из мещанской и крестьянской среды, а также женщин. Появились женщины и среди персонала.

До революции в Публичной библиотеке была такая необычная штатная должность - таксовод. Этот сотрудник отвечал за содержание такс, которых выпускали ночью в помещения библиотеки для ловли крыс. Сегодня, по аналогии с котами в Эрмитаже, в библиотеке существует "кошачий штаб".
После революции 1917 года библиотека была переименована в Российскую Публичную библиотеку, а затем в Государственную Публичную библиотеку имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ее новый устав подтверждал статус национального книгохранилища, от которого теперь требовалось полное содействие народному образованию и активное распространение знаний среди малограмотного населения.
Во время Великой Отечественной войны наиболее ценные коллекции и фонды библиотеки были эвакуированы. Но обслуживать читателей она не прекращала. За годы войны здесь побывали больше 40 тысяч читателей, которым было выдано почти 1 500 000 печатных изданий.

Послевоенное положение Публичной библиотеки было тяжелым: не хватало денег, людей, помещений. К концу 1940-х ситуация начал постепенно улучшаться. В 1948-м количество читателей достигло довоенного уровня, а библиотека была приравнена по статусу к научным учреждениям.
Следующий кризисный период в истории Публичной библиотеки совпал с политическим и экономическим кризисом в стране на рубеже 1980-х и 1990-х годов. Не только ухудшилось комплектование фондов и нарушилось поступление обязательного экземпляра, но и уменьшилось количество читателей. В марте 1992-го Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина была преобразована в Российскую национальную библиотеку (РНБ). К середине 1990-х кризис был преодолен. В библиотеку впервые начали поступать электронные документы на съемных носителях.
Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга сегодня - это старейшая государственная библиотека страны, одно из крупнейших в мире информационно-библиографических учреждений. Помимо Главного здания на углу Невского проспекта и Садовой улицы, у нее есть еще несколько филиалов в разных районах города: Дом Плеханова на 4-ой Красноармейской улице, здание бывшего Екатерининского Института благородных девиц и Новое здание на Московском проспекте, открывшееся в 1998 году.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем