Генеральная прокуратура Латвии в очередной раз закрыла уголовное дело против Герберта Цукурса с формулировкой "за недостаточностью улик". Пионера латышской авиации обвиняют в массовых убийствах евреев во время Второй Мировой войны. Цукурс подходил к делу Холокоста изобретательно и не жалея сил, за что получил прозвище "Рижский вешатель".

Wikimedia Commons
Латышский каратель Герберт Цукурс.
Самого карателя тоже убили - и тоже нетривиально. Латышский летчик-антисемит - единственный нацистский преступник, чье уничтожение официально признано израильской разведкой "Моссад", пишет журналист Георгий Зотов.
До 1941 года Герберт Цукурс был в Латвии национальным героем. За дальние перелеты из Риги в Токио и Гамбию он получил престижную международную премию, построил несколько самолетов собственной конструкции и создал проект пикирующего бомбардировщика. В 1940 году Цукурса вызывали в Москву и предлагали должность в авиационном КБ.
Но началась война, Прибалтику оккупировали немцы и прославленный летчик резко сменил курс. Он вступил в "команду Арайса" - латышский карательный отряд, занимавшийся казнями неугодных рейху граждан, - и быстро дорос в нем до заместителя командира.
4 июля 1941 года рижскую синагогу до отказа набили евреями и подожгли. Руководивший акцией Герберт Цукурс стоял у боковой стены и добивал из пистолета обгоревших людей, сумевших выпрыгнуть из окон. Во время другого массового убийства - 1200 евреев, включая младенцев, загнали в озеро и утопили, - авиатор поспорил с коллегой, что сможет убить двух детей одним выстрелом, и выиграл.
На счету "команды Арайса" более 100 тысяч уничтоженных жителей Латвии. Порядка трех тысяч из них Цукурс убил лично. Войдя в раж, он орал: "Дайте мне напиться крови!" Вешать своих жертв Герберт любил низко - чтобы наблюдать, как они извиваются, пытаясь достать ногами до земли. Отсюда и прозвище.
В 1944 году кровожадный авиатор вместе с немецкими кураторами убежал в Германию, а после окончания войны перебрался в Сан-Паулу - визу выдало бразильское консульство в Марселе, - где жил под собственным именем и зарабатывал на жизнь, катая богатых туристов на гидроплане.
В феврале 1965 года к Цукурсу явился сотрудник "Моссада", охотник за беглыми нацистами Яков Мейдад - до этого он участвовал в поимке Адольфа Эйхмана в Аргентине. Мейдад представился бывшим лейтенантом вермахта Антоном Кюнцле и сообщил, что на след латыша вышла израильская разведка. Предложил бежать в Уругвай и взялся все организовать. Подобную схему с "выводом денег на безопасный счет" сейчас используют телефонные мошенники с Украины. Герберт согласился.
"Моссад" планировал усыпить карателя и вывезти в Израиль для публичного суда, но в Монтевидео Цукурс заподозрил неладное и попытался удрать. Началась драка, авиатор отчаянно сопротивлялся - одного из оппонентов он укусил за палец с такой силой, что фалангу потом пришлось пришивать. Наконец латыша скрутили, воткнули в рот кляп, наскоро зачитали приговор и убили двумя выстрелами в голову из пистолета с глушителем.
Тело положили в деревянный ящик вместе с документами об участии убитого в массовых казнях. В руки мертвецу вставили записку "Хороший нацист - только в гробу". В тот же день в редакции крупнейших газет Германии и Латинской Америки сообщили, где найти тело военного преступника. Журналисты сочли это розыгрышем, но на всякий случай сообщили в полицию и все подтвердилось.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем