Кинорежиссер, сценарист, оператор, актер, композитор, народный артист РСФСР (1985), номинант на премию "Оскар" (1985), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996). В это трудно поверить, но речь идет об одном человеке, блистательном универсальном таланте - Петре Ефимовиче Тодоровском.

Галина Кмит / РИА Новости
Петр Ефимович Тодоровский (1925-2013)
Петр Ефимович родился 26 августа 1925 года в городке Бобринец Кировоградской области Украинской ССР. Ему и его семье пришлось пережить страшный голод, охвативший Украину в 1932-1933 годах. Режиссер вспоминал: "Детство у меня было жуткое. Мы с моим старшим братом и сестрой ходили по сараям и искали использованные веники, отмывали их до белизны, нарезали мелко и варили суп. ...Я хлеб-то и в глаза не видел".
После начала Великой Отечественной войны Петр Ефимович с родителями эвакуировался в Сталинград, затем в Саратовскую область. Он помогал отцу разгружать уголь на электростанции, чтобы заработать на жизнь. Также почти два года работал в колхозе "Песчаный Мар" Новоузенского района Саратовской области. За плечами юноши было всего 9 классов школы.
В 1943 году Петр Тодоровский стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. Обучение длилось полгода. В 1944 году он попал на фронт. Был командиром минометного взвода во 2-м стрелковом батальоне 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии, входившей в состав 47-й армии 1-го Белорусского фронта. Тодоровский участвовал в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Был сильно контужен в марте 1945-го. Закончил войну у Шенхаузена на Эльбе. "Мы остались живы, - рассказывал Тодоровский - А это, знаете, такое чувство… особенное. Это было ни с чем не сравнимое чувство - когда восьмого мая после тяжелейшей битвы на Эльбе вдруг затихли орудия и наступила тишина. И вот мы увидели зеленую траву и голубое небо. Мы не думали в тот момент о том, что мы выжили, нет, мы просто впали в оцепенение".
После окончания войны Петр Ефимович некоторое время служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. Уволившись в запас, Тодоровский работал на заводе стеклотары, брал уроки рисования и одновременно окончил десятый класс. В 1949-м поступил на операторский факультет ВГИКа - учился в мастерской режиссера и педагога Бориса Волчека.
В 1954-м, после окончания вуза, пошел работать на Кишиневскую киностудию хроникальных и документальных фильмов, где снимал для киножурнала "Советская Молдавия". Но больше Тодоровского манило игровое кино. С 1955 года около десяти лет он работал на Одесской киностудии, затем - на "Мосфильме". Как оператор Тодоровский участвовал в съемках фильмов знаменитого Марлена Хуциева "Весна на Заречной улице" (1956) и "Два Федора" (1958), а также в фильме "Жажда" (1959) Евгения Ташкова.
Кстати, сесть в режиссерское кресло Петра Ефимовича вдохновил именно Марлен Хуциев. "У меня не было режиссерского образования. Одна интуиция. Я всегда держался на первом ощущении от сцены, на ее запахе", - признавался Тодоровский. Не оканчивал Петр Ефимович ни сценарных курсов, ни музучилища. При этом для абсолютного большинства своих фильмов сценарии и музыку писал сам. Помимо всего прочего, Тодоровский прекрасно владел аккордеоном, гитарой, нередко импровизировал и аккомпанировал. В частности, аккомпанировал Владимиру Высоцкому при записях его песен.

Его дебютной режиссерской работой стала производственная драма "Никогда" (1962), снятая в соавторстве с Владимиром Дьяченко. А вторым фильмом - картина "Верность" (1965), получившая престижную награду на Венецианском фестивале за Лучший дебют. Сценарий о любви юного курсанта Тодоровский писал вместе с Булатом Окуджавой. Всего Петр Ефимович поставил 17 фильмов. Самыми известными и любимыми зрителями стали: "Фокусник" (1967), "Городской романс" (1971), "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981), "Военно-полевой роман" (1983), "По главной улице с оркестром", (1986), "Интердевочка" (1989), "Анкор, еще анкор!" (1992).
Фильм "Военно-полевой роман" - трогательная история о любовном треугольнике в послевоенное время - был представлен на Берлинском кинофестивале. Актриса Инна Чурикова, блестяще сыгравшая в картине жену Нетужилина, получила "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль. В 1985 году кинолента была даже выдвинута на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Еще одним бесспорным хитом Тодоровского стала картина "Интердевочка", появившаяся благодаря его супруге Мире Григорьевне. Именно она уговорила режиссера попробовать себя в теме "на злобу дня". Некоторые критики высказывали опасения, не безнравственно ли это - снимать кино о женщинах с низкой социальной ответственностью, не будет ли это романтизацией их образа жизни. Конец всем возражениям положил первый заместитель председателя Госкино СССР Армен Медведев. Он заявил, что снимать будет Петр Тодоровский, а у него, как обычно, получится светлая история о любви. Таким фильм и получился.
Вообще все картины Тодоровского отличал душевный лиризм, мягкий юмор, безграничное чувство любви и милосердия к людям. Петр Ефимович искренне считал, что "человек - это самое интересное, что может быть в искусстве..., его переживания, радости, мечтания, фантазии…", и в каждой своей работе старался показать именно человека.
Еще одной темой, рефреном звучащей во всех работах Тодоровского, конечно, была война. Даже в "мирных", казалось бы, картинах ее отголоски мелкими иглами впивались в ткань художественного повествования. "Все, что я снимаю, так или иначе связано с войной. Никуда я не могу от нее деться", - признавался режиссер. Он, удостоенный двух орденов Отечественной войны I степени (1945, 1985), ордена Отечественной войны II степени (1945) и орденов "За заслуги перед Отечеством" IV III и II степеней (1995, 2000 и 2005 соответственно), постоянно мыслями возвращался в свое тяжелое военное прошлое, чтобы поделиться пережитым с потомками.
Тодоровского любили все. Он обладал каким-то врожденным внутренним благородством. И несмотря на время, в которое жил режиссер, он не снял ни одного заказного фильма - только те, к которым лежала душа. "Солнцем нашего кино" называли Тодоровского его многочисленные друзья и поклонники. Таким он и был.
Петр Тодоровский, помимо всех своих талантов, имел и опыт актерства. Он появился на экране трижды: в картине Марлена Хуциева "Был месяц май" (1970), в драме Григория Чухрая "Трясина" (1977) и в сериале "Курсанты" (2004), который был снят режиссером Андреем Кавуном на основе автобиографической повести Петра Ефимовича.
Режиссер написал сценарий и к своему 14-ому по счету фильму, но снять по нему кино уже не успел. Петра Ефимовича Тодоровского не стало 24 мая 2013 года. Похоронен режиссер на Новодевичьем кладбище в Москве. После его кончины вдова, Мира Тодоровская, приложив невероятные усилия, все же смогла в 2015 году снять по последнему сценарию супруга фильм. Назывался он "В далеком сорок пятом: Встречи на Эльбе" и вновь был посвящен Великой Отечественной войне.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем