15.07.2024 08:00
"Родина"

280-летие отмечает Императорский фарфоровый завод

Текст:  Екатерина Зайцева
Первый в России завод по производству майолики с росписью по сырой эмали в 1724 году открыл московский предприниматель Афанасий Гребенщиков. Здесь создавали изразцы, курительные трубки, а потом и посуду. Завод даже был удостоен звания "поставщика Ее Императорского Величества". Но до производства фарфора оставалось еще 20 лет.
Порцелиновая мануфактура в Санкт-Петербурге стала Императорским фарфоровым заводом при Екатерине II, в 1765 году. / ИТАР-ТАСС/Юрий Белинский
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Порцелиновая (так тогда называли белый фарфор) мануфактура начала строиться в Санкт-Петербурге при императрице Елизавете Петровне 280 лет назад - в 1744 году. Правда, первые заводские опыты были неудачными. Но все изменилось, когда на мануфактуру был откомандирован друг Михаила Ломоносова, горный инженер Дмитрий Виноградов. Ему и принадлежит заслуга изобретения русского фарфора. Виноградову удалось получить первые изделия, напоминающие по качеству европейские. Для них ученый использовал гжельскую белую глину, кварц и алебастр. Он также спроектировал печи для обжига, изобрел рецепт глазурей - красок по фарфору - и золотого порошка для декора.

/ wikipedia.org

Сначала на мануфактуре изготавливали только небольшие предметы - табакерки, фарфоровые пуговицы, курительные трубки, вставки в броши, чашки, набалдашники для тростей. Все эти изящные мелочи уже поставляли для Двора Елизаветы Петровны. А когда, по проекту Виноградова, был построен большой горн для обжига, мастера начали делать изделия покрупнее.

Главным достижением того периода стало создание "Собственного Ея Величества" сервиза, предназначенного для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны. Сегодня его отдельные предметы хранятся в Эрмитаже.

При Екатерине II, в 1765 году, мануфактуру переименовали в Императорский фарфоровый завод. Императрица поставила ему такую задачу: "удовольствовать всю Россию фарфором". С этого момента все изделия маркировались вензелем правящего монарха. При Екатерине на Императорском фарфоровом заводе создали роскошные сервизные ансамбли - "Арабесковый", "Кабинетский", "Яхтинский", насчитывающие до тысячи предметов. А также, под руководством французского скульптора Якова Рашета, специальную серию статуэток "Народы России".

Изделия Императорского фарфорового завода

При императоре Павле I традиция заказывать посуду и предметы быта ко Двору продолжилась. Особенно популярны стали малые сервизы "Тет-а-тет" на две персоны и "Солитер" на одну.

В период царствования Александра I заводом управлял граф Дмитрий Гурьев, который пригласил на завод лучших отечественных и иностранных мастеров. Выдающимся произведением Императорского завод в то время стал сервиз "Гурьевский", созданный в 1809-1816 годах. Это своеобразная фарфоровая ода народу-победителю в Отечественной войне 1812 года.

/ Аукционный дом "Литфонд"

Изысканная, нарочито сложная роспись по фарфору, требовавшая детальной точности, вошла в моду при императоре Николае I. Изделия этой эпохи не раз появлялись на всемирных выставках и получали высокие награды.

К столетию Императорского фарфорового завода, в 1844 году, был создан музей с изделиями из кладовых Зимнего дворца. При императоре Александре III вещи стали изготавливать сразу в двух экземплярах - для Двора и для музея. С 2001 года музейная коллекция стала частью собрания Государственного Эрмитажа.

Император Александр III считал распространение искусства делом государственной важности. Завод при нем обрел второе дыхание. Мастеров отправляли в командировки на лучшие фарфоровые предприятия Европы, а на самом Императорском заводе появились новые машины и станки. Одним из результатов таких преобразований стали два роскошных сервиза - "Коронационный" и "Рафаэлевский".

/ Музей-заповедник "Царское Село"

В годы царствования последнего российского императора Николая II завод находился в ведении его супруги - императрицы Александры Федоровны. Была возобновлена серия "Народы России" и созданы два больших сервиза - "Александринский" и "Царскосельский". С середины 1900-х годов с заводскими мастерами сотрудничали художники объединения "Мир искусства" - Константин Сомов, Евгений Лансере и не только.

После революции завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод. Нарком просвещения Анатолий Луначарский назначил руководителем "художественной части" завода ученика Ильи Репина, художника-мирискусника Сергея Чехонина. Перед заводом была поставлена задача: производить "агитационный фарфор в высоком смысле этого слова - революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению". Всевозможная посуда, украшенная тематическими узорами, эмблемами и революционными лозунгами, стала яркой приметой того времени. С заводом сотрудничали известные художники Борис Кустодиев, Александр Самохвалов, Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич.

/ Аукционный дом "Литфонд"

С 1924 года завод вновь сменил название, на этот раз на Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). А через год ему было присвоено имя легендарного ученого Михаила Ломоносова.

В годы Великой Отечественной войны фарфоровую посуду практически не производили, завод работал на нужды фронта. В 1944 году, в канун 200-летия завода, художник Анна Яцкевич разработала геометрический узор "Кобальтовая сетка", ставший визитной карточкой завода. Кстати, вдохновлялась Анна Яцкевич сервизом, изготовленным еще для Елизаветы Петровны.

В 1960-е годы завод вновь реконструировали. Теперь здесь выпускали белоснежный костяной фарфор с тонкими стенками. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР. А в 1980 году ЛФЗ был награжден престижной международной премией "Золотой Меркурий".

/ РИА Новости/Владимир Федоренко

Все эти годы завод продолжал активно развиваться. Кроме чайных сервизов и множества ваз, в продажу поступили наборы детской посуды, винные наборы и графины. Его современный ассортимент насчитывает около 4000 наименований.

А в 2005 году заводу было возвращено его историческое название. Ведь Императорский фарфоровый завод - это больше, чем просто производство посуды. Это большая история нашей страны, отраженная в хрупкой чашке.

Работа над изделиями Императорского фарфорового завода в разные годы
Коллекции Санкт-Петербург